Прокуратура разъясняет

Ответственность за экстремальное увлечение молодежи. Руфинг.

Руфинг (проникновение и прогулки по крышам высотных городских зданий) относится к одному из экстремальных видов развлечений, популярных среди подрастающего поколения.

Безобидное на первый взгляд увлечение может привести к печальным последствиям, такие действия могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью, желание сделать эффектное фото или впечатляющее видео может привести к смертельному исходу вследствие падения с крыши, что не всегда осознают несовершеннолетние.

Руферы часто взламывают и повреждают замки, двери и охранную сигнализацию, так как доступ на чердаки и крыши ограничен в соответствии с законодательством в связи с требованиями безопасности. Деяния, связанные с уничтожением и повреждением чужого имущества, не повлекшего причинение значительного ущерба, влекут административную ответственность по ст. 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за совершение которого предусмотрен административный штраф в размере до пятисот рублей.

 

Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций. 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места с массовым пребыванием людей, препятствующее совершению террористического акта.

Указанным федеральным законом полномочия по установлению обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и контроля за их выполнением возложены на Правительство Российской Федерации.

Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для их правообладателей.

За нарушение установленных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) или воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственности по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей,

на должностных лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет;

на юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.

Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности таких объектов 2 (территорий) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.35 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей.

Если лицо привлеклось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 20.35 КоАП РФ, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней и вновь нарушило требования к антитеррористической защищенности объектов, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наступает уголовная ответственность по статье 217.3 УК РФ.

 

Ответственность за пропаганду нацистской атрибутики и символики . 

В Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Под нацисткой символикой понимается символика, которая использовалась национал-социалистической немецкой рабочей партией. К такой символике относят свастику, знамена, атрибуты униформы, приветствия и пароли. Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до 15 суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 1 до 4 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 10 до 15 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.

За изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1 до 2,5 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц – от 2 до 5 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц – от 20 до 100 тысяч руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.

 

Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных.

 

В федеральные законы внесены изменения об ужесточении наказания за нарушение законодательства о персональных данных.

В случае совершения административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ (обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), минимальное наказание для физических лиц административного штрафа увеличилось с двух тысяч рублей до десяти тысяч.

Повторное совершение указанного правонарушения влечет наложение на гражданина административного штрафа до тридцати тысяч рублей.

Кроме того, введена статья 272.1 УК РФ (незаконное использование или передача, распространение, предоставление, доступ, сбор или хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной путем неправомерного доступа к средствам ее обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование либо иным незаконным путем. Совершение вышеуказанного преступления может повлечь назначение наказания в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей. В случае совершения преступления при наличии квалифицирующих признаков (с использованием своего служебного положения, в составе организованной группы) может влечь назначение наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

 

Новое в порядке получения социального налогового вычета на лечение недееспособных детей. 

 

Вопросы социальных налоговых вычетов регулируются статьей 219 Налогового Кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ внесены изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 219 Налогового Кодекса Российской Федерации. Согласно изменениям можно получить социальный налоговый вычет в сумме расходов на оплату медицинских услуг, оказанных подопечным и детям (в том числе усыновленным), признанным судом недееспособными, и в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных таким лицам лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Вычет распространяется на всех недееспособных детей независимо от возраста.

Основной способ получения вычета – обращение в налоговый орган по месту жительства.

Для этого необходимо совершить ряд действий:

заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;

подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов);

представить декларацию вместе с документами в налоговый орган по месту жительства в любое время в течение трех лет по окончании года, в котором были произведены расходы на лечение или приобретение медикаментов.

На основании представленной декларации и документов налоговый орган проводит проверку сроком до трех месяцев, по результатам которой возвращает сумму излишне уплаченного налога.

Также существует упрощенный способ получения социального налогового вычета – через работодателя, для этого необходимо:

подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов) и представить их в налоговый орган по месту жительства вместе с заявлением о подтверждении права на социальный вычет; также документы можно направить в электронном виде посредством интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;

не позднее 30 календарный дней со дня представления заявления налоговый орган информирует о результатах рассмотрения заявления и представляет работодателю уведомление о подтверждении права на вычет; итоговый шаг – обращение к работодателю с заявлением о предоставлении социального налогового вычета в произвольной форме;

Получение социального налогового вычета у работодателя возможно до окончания календарного года, в котором произведены расходы на лечение и (или) приобретение медикаментов.

 

Ответственность несовершеннолетних за участие в несанкционированных митингах. 

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако существуют определённые ограничения, которые регламентируются Федеральным законом N 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон N 54-ФЗ). Например, по закону запрещён незапланированный массовый сбор людей, и в силу статьи 7 Закона N 54-ФЗ организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.

В последнее время среди участников несанкционированных публичных мероприятий растет доля несовершеннолетних. При этом в действующем законодательстве предусмотрена ответственность за участие в несанкционированных митингах.

В частности, санкция части 6 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает для граждан наказание в виде штрафа в размере от 10 до 20 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 100 часов или административный арест на 15 суток, за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

По общему правилу административная ответственность наступает по достижении возраста 16 лет. Если подросток к моменту участия в несанкционированном митинге не достиг данного возраста, ответственность по данной статье он нести не будет, но в любом случае вне зависимости от возраста ребенка за совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях, к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ будут привлечены родители за неисполнение/ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей. Кроме того, часто несанкционированные митинги заканчиваются массовыми беспорядками, что влечет за собой привлечение к уголовной ответственности за участие в массовых беспорядках, которая наступает с 14 лет (по ч. 2 ст. 212 УК РФ).

Санкция данной статьи предусматривает единственный вид наказания – лишение свободы на срок от 3 до 8 лет.

С целью недопущения участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях, родителям необходимо периодически проводить профилактические воспитательные беседы с детьми о недопустимости участия в несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях, разъяснив им, в том числе, ответственность за участие в подобного рода несанкционированных мероприятиях.