Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О новых требованиях к антитеррористической защищенности объектов промышленности»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 № 258 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, являющихся:
– важными государственными объектами, подлежащими охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
– критически важными, стратегическими, режимными и (или) потенциально опасными объектами Российской Федерации;
– объектами (территориями) промышленности организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, на которые частная охранная деятельность не распространяется;
– объектами (территориями) промышленности по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов и отходов их производства;
– объектами (территориями) промышленности, задействованными в обороте микроорганизмов и других биологических агентов, оборудования, научнотехнической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании химического и бактериологического (биологического) оружия, а также других товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
– объектами (территориями) микробиологической промышленности;
– объектами (территориями) промышленности по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации токсических, сильнодействующих и химически опасных веществ, препаратов и их смесей;
– объектами (территориями) промышленности по разработке и (или) производству средств защиты сведений, составляющих государственную тайну;
– градообразующими объектами (территориями) промышленности, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к существенному снижению безопасности и (или) условий жизнедеятельности населения;
– объектами (территориями) промышленности, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объектами (территориями) промышленности, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.
Кроме того, указанным постановлением утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Отличие подарка от взятки»
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за предоставление различных услуг.
В соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Термин «подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями» раскрывается в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».
О получении вышеуказанного подарка лица, замещающие государственные (муниципальные) должности обязаны уведомить уполномоченное лицо органа (организации), в которых они проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность. Вместе с уведомлением необходимо также предоставить документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка.
Для правильной и объективной квалификации действий государственного служащего необходимо разграничивать понятия «подарок» и «взятка».
К характерному признаку дарения относится его безвозмездность, которая не предполагает встречного предоставления каких-либо услуг.
Также определяющее значение в отличии подарка от взятки имеет цель и мотив его вручения. Подарок должен вручаться государственному служащему из уважения, а не из корыстной заинтересованности достичь определенных целей или получить какую-либо выгоду взамен.
Именно обусловленность действий должностного лица получением вознаграждения и представляет собой отличие взятки от подарка в связи со служебным положением указанного лица.
Коррупционную опасность представляет не получение государственным или муниципальным служащим подарка, а возникающий при этом конфликт интересов, то есть ситуация, при которой личная заинтересованность лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнением им должностных обязанностей и осуществление полномочий.
За нарушение установленных ограничений действующим законодательством предусмотрено привлечение государственного служащего к установленной законом ответственности.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О возобновлении индексации пенсии работающим пенсионерам»
Федеральным законом от 08.07.2024 № 173-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400), согласно которым после 01.01.2025 указанные в части 1 статьи 26.1 ФЗ № 400 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежат ежегодному увеличению на сумму индексации, осуществляемой после указанной даты.
Сумма такой индексации исчисляется исходя из размера установленных в соответствии с ФЗ № 400 страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в котором учтены ранее имевшие место индексации (увеличения), корректировки и перерасчет, предусмотренный частями 2, 5 – 8 статьи 18 ФЗ № 400. Указанное увеличение осуществляется в сроки, предусмотренные частью 6 статьи 16 и частью 10 статьи 18 ФЗ № 400.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О приеме на работу при отсутствии документов воинского учета»
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета (военный билет, справка взамен военного билета, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа).
Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в трудовом законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, а также их отсутствие не связано с его деловыми качествами.
В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, в частности (пп. «а», «г», «д» п. 30 постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете»):
- проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность военных билетов (временных удостоверений, выданных взамен военных билетов), справок взамен военных билетов или удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе в форме электронного документа, а также подлинность записей в них, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных при наличии в военных билетах или в справках взамен военных билетов отметок об их вручении), персональных электронных карт (при наличии в документах воинского учета отметок об их выдаче), отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки об их вручении);
- информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации в течение 5 рабочих дней со дня их выявления;
- выдают гражданам, подлежащим воинскому учету и не имеющим регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также гражданам, прибывшим на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющим регистрации по месту пребывания, при принятии их на работу или увольнении сведения для постановки на воинский учет по месту пребывания в военных комиссариатах или органах местного самоуправления.
Согласно Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны направлять сведения о принятых на работу граждан, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять в военные комиссариаты в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений, а сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять, – в течение 3 рабочих дней, в том числе с использованием «Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)» или при наличии технической возможности с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций)
За несообщение или несвоевременное предоставление должностными лицами организаций в установленном законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, предусмотрена административная ответственность по ст. 21.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе не сообщение в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет о месте работы или должности также предусмотрена административная ответственность по ст. 21.5 КоАП РФ.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Правила выгула собак в городе Москве»
Запрещается появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
При выгуле собак и в жилых помещениях владельцы должны обеспечивать тишину – предотвращать лай собак с 23 часов до 7 часов.
Запрещается выгуливать собак и появляться с ними в общественных местах и в транспорте лицам в нетрезвом состоянии и детям младше 14 лет.
Выводить собаку на прогулку нужно на поводке с прикрепленным к ошейнику жетоном, на котором указаны кличка собаки, адрес владельца, телефон. Спускать собаку с поводка можно только в малолюдных местах. Злобным собакам при этом следует надевать намордник.
Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории или на привязи. О наличии собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.
При переходе через улицу и вблизи магистралей владелец собаки обязан взять ее на поводок во избежание дорожно-транспортных происшествий и гибели собаки на проезжей части улиц.
Частью 3 статьи 5.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними (предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан или должностных лиц в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей).
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Государственный кадастр отходов»
Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.
Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «За неисполнение обязанности подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства иностранного государства предусмотрена ответственность»
Согласно ст. 11 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации обязан подавать уведомление о каждом факте приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного, а также вправе подавать уведомление об утрате гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
Уведомление о приобретении и об утрате гражданства (подданства) иностранного государства подаются в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы. Гражданин Российской Федерации, находящийся за пределами Российской Федерации, может подать соответствующее уведомление в дипломатическое представительство или консульское учреждение. Подача таких уведомлений может быть осуществлена и в электронной форме.
За лицо, не достигшее возраста 18 лет, либо гражданина, признанного недееспособным, уведомления подаются их законными представителями.
Уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства подается не позднее чем в течение 60 календарных дней со дня приобретения гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Гражданин Российской Федерации, не подавший уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в указанный срок, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации, обязан подать уведомление о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства не позднее 60 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию.
За нарушение установленного порядка подачи гражданином или его законным представителем уведомления о наличии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, предусмотрена административная ответственность по ст. 19.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а за неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации такой обязанности – уголовная ответственность по ст. 330.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Как предотвратить совершение преступлений несовершеннолетними»
В настоящее время одной из самых сложных проблем современного общества является подростковая преступность. К сожалению, не каждый подросток осознает, какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым последствиям.
Очень часто несовершеннолетние совершают правонарушения, а также общественно опасные деяния, не задумываясь о последствиях. Рассчитывая, на то, что, не достигнув возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, они не понесут наказания.
В соответствии с Российским законодательством, несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Несовершеннолетние старших возрастных групп за свои преступления несут именно уголовную ответственность с применением почти всех мер уголовного наказания.
В целях профилактики совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними лицами органы профилактики проводят работу по следующим направлениям:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) проведение профилактической работы с несовершеннолетними, склонных к совершению антиобщественных деяний;
4) воздействие на группы антиобщественной направленности, участниками которых являются несовершеннолетние; пресечение деятельности по вовлечению несовершеннолетних граждан в преступную деятельность со стороны преступных элементов;
5) профилактическая работа с неблагополучными семьями.
Уважаемые родители, напоминаем о необходимости постоянного контроля за детьми со стороны взрослых, доверительном отношении и важности проявления участия к жизни ребенка, знакомства его с нормами поведения и общения, особенно в подростковом возрасте.
Конституцией Российской Федерации устанавливается равное право и обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их. Положениями статьи 63 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители несут ответственность за воспитание своих детей.
Если ребенок нарушает общественный порядок, совершает неправомерные действия в отношении других лиц или чужого имущества – отвечают за подобные действия родители (представители) несовершеннолетнего.
Сам несовершеннолетний правонарушитель будет поставлен на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, где с ним будет проводится профилактическая работа.
Кроме того, важную роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних играет правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, усиление внимание к семье, воспитанию детей. Задача родителей и педагогов организовать максимальную занятость ребенка, контактировать и владеть информацией об окружении ребенка, круге общения и интересах, кроме того установить контакт в общении с несовершеннолетним для общения на личные темы и волнующие проблемы ребенка.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Классы опасности отходов»
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс – чрезвычайно опасные отходы;
II класс – высокоопасные отходы;
III класс – умеренно опасные отходы;
IV класс – малоопасные отходы;
V класс – практически неопасные отходы.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Коррупционные риски»
Понятие коррупционных рисков приведено в Методических рекомендациях по выявлению и минимизации рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Министерством труда Российской Федерации.
Так, выявление и оценка коррупционных рисков необходимы в целях разработки и реализации превентивных мероприятий, направленных на минимизацию вероятного вреда от их проявления с учетом специфики деятельности органа (организации).
Коррупционный риск – это возможность совершения служащим (работником) коррупционного правонарушения, то есть действия, за совершение которого антикоррупционным законодательством предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.
Выявление и оценка коррупционных рисков сводится к пониманию природы их возникновения и возможностей для реализации.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Понятие и виды административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений»
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушении несут, в том числе административную, ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под административным правонарушением коррупционной направленности следует понимать действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленное либо по неосторожности как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.
Административные правонарушения коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.
Они могут совершаться путем использования служебного положения должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку управления (регулирования).
При наличии корыстной заинтересованности и умысла на получение выгод материального характера такие правонарушения могут уже квалифицироваться как преступления.
В КоАП РФ содержится более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как:
статья 5.16 КоАП РФ «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»;
статья 5.20 КоАП РФ «Незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»;
статья 5.45 КоАП РФ «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»;
статья 5.47 КоАП РФ «Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом»;
статья 5.50 КоАП РФ «Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума»;
статья 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты»;
статья 7.30 «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
статья 14.9 КоАП РФ «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»;
статья 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;
статья 19.29 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего».
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности устанавливаются и применяются административные наказания в виде административного штрафа, административного ареста и дисквалификации.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Кто несет ответственность за получение ребенком травмы в школе»»
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об образовании) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании всем обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.
За причинение вреда обучающимся образовательная организация может быть привлечена к гражданско-правовой ответственности, так как в соответствии со ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, возмещается по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Согласно п. 1 ст. 1087 ГК РФ в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.
Исходя из положений ст. ст. 151 и 1101 ГК РФ в этом случае возможна и компенсация морального вреда.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Лицензирование отдельных видов деятельности»
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Новые требования к медсправкам для направления в летний лагерь»
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.04.2024 № 190н, внесены изменения в форму № 079/у «Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка, отъезжающего в организацию отдыха детей и их оздоровления» и порядок ее заполнения, установленные приказом Минздрава от 15 декабря 2014 г. № 834н.
Теперь в справке должны быть отражены в т.ч. сведения об аллергических заболеваниях и аллергических реакциях, результаты обследований на педикулез, чесотку и на гельминтозы, а также медицинская группа для занятий физической культурой.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Разработаны новые методические рекомендации по организации трудовой деятельности несовершеннолетних в свободное от учебы время»
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены методические рекомендации по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Вышеуказанные рекомендации содержат перечень работ, рекомендуемых для несовершеннолетних с учетом ограничений, установленных трудовым законодательством РФ, и перечень примерных должностных инструкций по отдельным работам.
Отмечено, что перечень рекомендуемых несовершеннолетним профессий и должностей носит рекомендательный характер и не ограничивает рациональное трудоустройство несовершеннолетних в других профессиях и должностях.
В указанном перечне содержатся, в частности, следующие профессии и должности: курьер, гардеробщик, комплектовщик, помощник кондитера, почтальон, контролер-билетер кинотеатра и др.
Документ: Письмо Минтруда России от 30.05.2024 № 14-6/10/В-8769 «О направлении Методических рекомендаций исполнительным органам субъектов Российской Федерации и работодателям по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время».
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Ужесточена ответственность за спам-звонки и недобросовестную рекламу микрофинансовых организаций»
17.04.2024 вступили в силу изменения, внесенные в статью 14.3 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Ранее, за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользование и их погашение, в которой содержалось хотя бы одно условие, влияющее на стоимость кредита, займа, без указания всех остальных условий, предусматривалась ответственность до 800 тыс. рублей.
Поправками штрафы для банков и микрофинансовых организаций, рекламирующих кредиты и микрозаймы, но не указывающих полную стоимость таких услуг, увеличены для должностных лиц до 100 тыс. руб., для юридических лиц до 1,6 млн. руб.
Также поправками ужесточена ответственность за навязчивую и недостоверную рекламу.
Так, за нарушение установленных требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи влечет наложение административного штрафа для:
– граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
– должностных лиц – от 20 тыс. до 100 тыс. руб.;
– юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Как смена номера мобильного телефона может стать ловушкой мошенников?»
Злоумышленники научились получать доступ к личным кабинетам на портале «Госуслуги», банковским счетам, электронной почте через сим-карты, которые ранее принадлежали другим лицам.
Номера мобильных телефонов повторно поступают в продажу в том виде, в каком их оставили прежние владельцы с сохранением привязки к аккаунтам в социальных сетях и различным приложениям. В продажу в салоны сотовой связи такие сим-карты выпускаются операторами мобильной связи через 1-2 месяца после расторжения договора с абонентом – пользователем услуг сотовой связи.
При этом, оператор мобильной связи самостоятельно отключить доступ к таким сведениям не может, а прежний владелец теряет доступ к ним.
В целях получения доступа к персональным данным, злоумышленники пытаются восстановить доступ к различным аккаунтам, в том числе в личном кабинете «Госуслуги», в целях оформления кредитов и микрозаймов от имени жертвы (путем сброса пароля на мобильный телефон, находящийся в пользовании мошенника).
Будьте внимательны при смене номера мобильного телефона! Чтобы не стать жертвой мошенников необходимо следить за актуальностью привязки важных аккаунтов, установить дополнительную защиту (например, уведомление о входе в аккаунт).
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О безопасности на водоемах»
Обязанности посетителей водных объектов в столице установлены Правилами охраны жизни людей на водных объектах города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 № 702-ПП.
Так, посетители водных объектов, находящиеся на водных объектах и их береговых полосах, в зонах отдыха и на пляжах, обязаны:
– соблюдать установленные меры безопасности;
– выполнять распоряжения должностных лиц органов исполнительной власти и организаций, перечисленных в указанных Правилах.
– информировать органы исполнительной власти об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
– немедленно сообщать о терпящих бедствие на водном объекте по телефонам экстренного вызова оперативных служб, информировать администрацию зоны отдыха и пляжа;
– оказывать с соблюдением мер предосторожности посильную помощь терпящим бедствие на водном объекте.
Посетителям водных объектов запрещается:
– распивать алкогольные напитки, находиться на водных объектах и их береговых полосах, в зонах отдыха и на пляжах в состоянии алкогольного опьянения;
– загрязнять и засорять водные объекты и их береговые полосы;
– нарушать меры безопасности при купании;
– осуществлять водолазные погружения в местах, не согласованных с Главным управлением МЧС России по г. Москве.
Меры безопасности при купании:
Запрещается:
– купаться в местах, где выставлены запрещающие знаки безопасности;
– заплывать за буйки, обозначающие границы плавания;
– плавать на предметах (средствах), не предназначенных для плавания (досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах и др.);
– подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам, прыгать с них и с не приспособленных для этих целей сооружений в воду;
– приводить с собой собак и других животных;
– играть в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать действия на воде, связанные с подбрасыванием, нырянием и захватом купающихся;
– подавать сигналы ложной тревоги.
Кроме того, взрослые обязаны не допускать купание детей в неустановленных местах, их плавание на не приспособленных для этого средствах (предметах), совершение на водных объектах других неприемлемых действий.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О безопасности ребенка в сети «Интернет»»
Одна из наиболее опасных на сегодняшний день проблем – это размещение в информационной – телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц информации, содержащей пропаганду наркотиков, насилия, жестокости, экстремизма.
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Органами прокуратуры на постоянной основе проводится мониторинг сети «Интернет» на наличие в свободном доступе запрещенной информации. Для соблюдения безопасной эксплуатации несовершеннолетними сети «Интернет» необходимо соблюдать ряд правил.
Так, к примеру, при регистрации необходимо использовать сложные логины и пароли. Сайты, где запрашиваются паспортные данные, домашний адрес, пароли, сведения платежной карты должны вызвать подозрение.
В случае регистрации на каких-либо сайтах (форум, социальная сеть) нельзя вводить свои персональные данные. Все, что размещено в открытом доступе может быть использовано мошенниками в противоправных целях.
Также стоит помнить о том, что незнакомые сайты и письма с неизвестных адресов могут содержать вредоносные программы.
Будьте бдительны, не открывайте их! В безопасных играх в сети «Интернет» никогда не потребуется выполнять задания в реальной жизни, втайне от взрослых или в ночное время. Таких игр несовершеннолетним стоит избегать.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О запрете использования мобильных устройств в школах и ответственность учащихся за нарушение правила внутреннего распорядка»
Федеральным законом от 19.12.2023 № 618-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми введены новые требования соблюдения внутреннего распорядка в образовательных организациях, а также возможность привлечения к ответственности за его несоблюдение.
Внесенными изменениями предусмотрен механизм обязательного рассмотрения администрацией образовательной организации обращений педагогических работников о применении дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора либо отчисления к обучающимся, нарушающим правила внутреннего распорядка.
Данная новелла направлена на усиление роли руководителя образовательной организации в предотвращении конфликтных ситуаций.
Теперь, в обязанности руководителя образовательной организации включена необходимость принятия комплекса необходимых мер, направленных на соблюдение прав участников образовательных отношений.
Создание благоприятных условий для педагогов возможно только при наличии комфортной среды для всех участников образовательного процесса, которая во многом зависит от соблюдения дисциплины в образовательной организации со стороны обучающихся.
В этой связи предусмотрено обязательное включение в правила внутреннего распорядка обучающихся требований о соблюдении дисциплины на учебных занятиях.
Педагогические работники, администрация образовательной организации, и иные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением обучающимися дисциплины и правил поведения.
При реализации основных общеобразовательных программ во время учебных занятий использование средств подвижной радиотелефонной связи для обучающихся не допускается, за исключением ситуаций, связанных с возникновением опасности жизни или здоровью обучающихся и работников образовательной организации.
Реализация данного положения позволит минимизировать факторы отвлечения внимания обучающихся во время проведения учебных занятий.
Данные нововведения вступают в законную силу с сентября 2024 года.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию детей»
Соблюдение прав несовершеннолетних обеспечено основным законом страны – Конституцией Российской Федерации.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации предусмотрена защита семьи, материнства и детства со стороны государства. В Семейном кодексе Российской Федерации установлены обязанности родителей по воспитанию, образованию и защите прав и интересов детей.
Так, родителям надлежит заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
За неисполнение родителем возложенных на него обязанностей по воспитанию детей законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. В случае, если родитель, а также законный представитель (усыновитель, опекун) ребенка не исполняет, а также ненадлежаще исполняет свои обязанности по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних их могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная норма предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
В качестве ненадлежащего исполнения обязанностей родителей можно привести примеры нахождения детей на улице в ночное время без сопровождения взрослых, семейные скандалы в присутствии детей, необеспечение ребенка питанием, одеждой по сезону, непосещение двумя несовершеннолетними образовательного учреждения без уважительных причин, нахождение детей в заброшенных зданиях.
Статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. При этом к ответственности за указанное преступление могут быть привлечены как родители (законные представители), так и работники образовательной и иной организации, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Ответственность за данное преступление наступает только в том случае, если неисполнением обязанности по воспитанию соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может проявляться физически (применения насилия, лишение или ограничение питания) и психологически (оскорбление, угрозы, лишение сна, отдыха). За данное преступление предусмотрено наказание до лишения свободы сроком до 3-х лет.
Если несовершеннолетнему систематически причиняются физические или психические страдания, виновные лица (не только родители) могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 117 УК РФ за истязание в виде лишения свободы на срок от 3-х до 7 лет.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Ответственность за употребление алкоголя несовершеннолетними»
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территории Российской Федерации установлен запрет на потребление (распитие) алкогольной продукции лицами, не достигшими возраста 18 лет, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение данного запрета.
Так, ст. 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе пива, напитков, изготовляемых на его основе, и т.д.). Совершение данного правонарушения несовершеннолетними в возрасте до 16 лет влечёт наложение административного штрафа на его родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в размере от 1500 до 2 тысяч рублей.
Появление лиц, достигших 16 лет, на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечёт наложение штрафа в размере от 500 до 1500 рублей (ст. 20.21 КоАП РФ).
Для лиц, достигших 16 лет, установлена административная ответственность в виде штрафа от 500 до 1500 рублей за распитие алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом (в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта, в организациях культуры, физкультурно- оздоровительных и спортивных сооружениях и т.д.) (ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ).
В силу ст. 6.10 КоАП РФ вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.
Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Успех в борьбе с пагубными привычками зависит от бережного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, а также к их будущему.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Ответственность за финансирование экстремистской и террористической деятельности»
В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены нормы, устанавливающие уголовную ответственность за содействие экстремистской и террористической деятельности.
К формам содействия отнесено финансирование экстремизма и терроризма.
Объективная сторона такого действия выражается как в оказании финансовых услуг, так и в предоставлении или сборе денежных средств (в наличной или безналичной форме), материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи, лекарственных препаратов, жилых либо нежилых помещений, транспортных средств) с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, а также преступлений террористического характера, в числе которых террористический акт, склонение, вербовка и иное вовлечение в террористическую деятельность, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание или пропаганда терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организация террористического сообщества или террористической организации и участие в них и ряд других криминальных деяний.
За финансирование экстремистской деятельности ответственность наступает по ч. 1 ст. 282.3 УК РФ, при использовании служебного положения – по ч. 2 этой же статьи УК РФ, при этом максимальное наказание составляет до 10 лет лишения свободы.
Действия, связанные с финансированием терроризма, подлежат квалификации по ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ, при их совершении с использованием служебного положения – по ч. 2 данной статьи УК РФ, пределы санкций ограничены лишением свободы до 20 лет либо пожизненным заключением.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Порядок изъятия имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений»
Исходя из положений статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Изъятие имущества, полученного в результате совершения коррупционного преступления, является одной из мер ответственности виновного лица.
В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) под конфискацией имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 204 (коммерческий подкуп), 290 (получение взятки) УК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах.
При этом конфискации подлежат не только деньги, ценности и иное имущество, указанные в пункте «а» части первой статьи 104.1 УК РФ, но и средства совершения преступления, к которым относятся предметы взяток и коммерческого подкупа.
В силу требований уголовного закона по делам о коррупционных преступлениях деньги, ценности и иное имущество, переданные в виде взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат конфискации и не могут быть возвращены взяткодателю либо лицу, совершившему коммерческий подкуп, в том числе в случаях, когда они освобождены от уголовной ответственности на основании примечания к статьям 291, 291.2, 204.2 УК РФ и пункта 2 к статье 204 УК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 115 УПК РФ в целях обеспечения возможной конфискации арест может быть наложен судом на имущество, находящееся у подозреваемого, обвиняемого, лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, а также у других лиц, при наличии достаточных оснований полагать, что оно получено в результате преступных действий.
На практике встречаются случаи, когда лица, совершившие преступления, во избежание уголовного преследования и конфискации имущества оформляют его на членов семьи или иных доверенных лиц.
В связи с этим частью 3 статьи 104.1 УК РФ предусмотрена конфискация имущества, переданного осужденным другому лицу (организации), если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
Кроме того, если конфискация обозначенного имущество невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, равной стоимости этого имущества.
В случае отсутствия либо недостаточности денежных средств, подлежащих конфискации, суд выносит решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, либо сопоставима с его стоимостью.
Исключение составляет имущество, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.
Имущество, полученное коррупционным путем, в силу подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ подлежит обращению в доход государства.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Провокация взятки, коммерческого подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»
Статьей 304 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Потерпевшим является должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих либо иных организациях, а также лицо, указанное в части 1 статьи 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Провокация взятки в уголовном законе определена как попытка передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказания услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.
Указанные действия должны носить реальный характер и фиксироваться на специализированную аппаратуру (аудио-, видеозапись и т.д.) или подкрепляться свидетельскими показаниями.
Попытка передачи указанных предметов может быть осуществлена прямо, путем обмана или незаметно для потерпевшего. Отсутствие согласия означает, что предварительное согласие потерпевшего на указанные действия получено не было.
Преступление признается оконченным с момента передачи имущества, оказания услуг имущественного характера без ведома должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо вопреки отказу в принятии незаконного вознаграждения.
Действия лица, не осознающего провокации, поддавшегося уговорам и принявшего указанные предметы, могут квалифицироваться как покушение на совершение преступлений, предусмотренных частями 4 – 6 статьи 200.5, частями 5 – 8 статьи 204 или статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целями искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.
Данное преступление необходимо отличать от дачи взятки (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации) и коммерческого подкупа (частей 1 – 4 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации) и подкупа по частям 1 – 3 статьи 200.5 Уголовного кодекса Российской Федерации по целям и направленности умысла.
Ответственность за совершение указанного преступления предусматривает наказание в виде штрафа, принудительных работ либо лишения свободы.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Об ответственности за совершение правонарушений экстремистской направленности»
Экстремизм как социальное явление негативно отражается на жизнедеятельности общества и ставит под угрозу стабильное функционирование и развитие любого государства. В Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за правонарушения экстремистской направленности, применение которой зависит от степени общественной опасности совершаемых проступков.
Базовым законом, который целиком и полностью посвящен борьбе с данным социальным злом, является Федеральный закон от 25.07.2022 № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ).
Исходя из статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ к экстремистской деятельности относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др.
Действующее российское административное законодательство содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за различные проявления экстремизма.
Так, статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики нацистских, экстремистских организаций, а также иных атрибутики или символики, запрещенных федеральными законами, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики.
В соответствии со статьей 20.3.1 КоАП РФ лицо будет привлечено к ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Статья 20.3.2 КоАП РФ определяет особенности привлечения к административной ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Согласно статье 20.29 КоАП РФ наступает административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); злоупотребление свободой массовой информации (часть 2 статьи 13.15); организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности (статья 20.28).
Наиболее распространенной мерой административного наказания за экстремистские правонарушения является административный штраф, размер которого существенно варьируется в зависимости от субъекта, допускающего противоправное поведение, и от степени общественной опасности его деяния.
Согласно примечанию 2 к статье 282.1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности в УК РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам.
Под публичными призывами (статья 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, квалифицируется по статье 282 УК РФ при наличии иных признаков этого состава преступления.
Ответственность по статье 280.1 УК РФ наступает при условии, если публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершены лицом в течение одного года после привлечения его к административной ответственности за аналогичное деяние по части 1 или 2 статьи 20.3.2 КоАП РФ.
Статья 282.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за участие в экстремистском сообществе, под которым понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующаяся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений.
За участие в деятельности экстремистской организации (часть 2 статьи 282.2 УК РФ) лицо привлекается к уголовной ответственности в случае совершения умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности организации, признанной в установленном порядке экстремистской, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
В статье 282.3 УК РФ предусмотрена ответственность за действия, состоящие в предоставлении или сборе средств либо оказании финансовых услуг для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.
Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, квалифицируются по статье 280.3 УК РФ.
Санкции статей уголовного закона об ответственности за экстремизм предусматривают возможность назначения наказания в виде лишения свободы: по части 1 статьи 280 УК РФ и части 1 статьи 280.1 УК РФ – на срок до четырех лет; по части 1 статьи 280.3 УК РФ – на срок до 5 лет; по части 1 статьи 282 УК РФ – на срок от двух до пяти лет; по части 1 статьи 282.1 УК РФ и по части 1 статьи 282.2 УК РФ – на срок от шести до десяти лет; по части 1 ст. 282.3 УК РФ – на срок от трех до восьми лет.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Злостных неплательщиков алиментов внесут в общедоступный реестр»
Федеральным законом РФ от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в ст. 6.1 закона «Об исполнительном производстве» о банке данных в исполнительном производстве.
Предусмотрено создание общедоступного реестра должников по алиментам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, достигших 18 лет, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Исключение из реестра будет производиться при полном погашении долга.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Трудовые гарантии участникам СВО»
В соответствии со ст. 351.7 ТК РФ в случае призыва работника на военную службу по мобилизации или заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Работодатель на основании заявления работника издает приказ о приостановлении действия трудового договора. К заявлению работнику необходимо приложить копию повестки о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление федерального органа исполнительной власти о заключении с работником контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской.
В период приостановления действия трудового договора за работником сохраняется место работы (должность), социально-трудовые гарантии, право на предоставление которых он получил до начала указанного периода (в том числе дополнительное страхование работника, негосударственное пенсионное обеспечение работника, улучшение социально-бытовых условий работника и членов его семьи).
Работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан выплатить работнику заработную плату и причитающиеся ему выплаты в полном объеме за период работы, предшествующий приостановлению действия трудового договора. Период приостановления действия трудового договора засчитывается в трудовой стаж работника, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. Работник обязан предупредить о своем выходе на работу не позднее чем за 3 рабочих дня. При отсутствии оснований для прекращения срочного трудового договора, предусмотренных ч. 11 ст. 351.7 ТК РФ, срочный трудовой договор возобновляется на период, равный остатку срока действия данного трудового договора, исчисляемого на день приостановления его действия.
Работник в течение 6 месяцев после возобновления действия трудового договора имеет право на предоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время независимо от стажа работы у работодателя.
Расторжение по инициативе работодателя трудового договора с работником в период приостановления действия трудового договора не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также истечения в указанный период срока действия трудового договора, если он был заключен на определенный срок.
В случае, если работник не вышел на работу по истечении 3 месяцев после окончания прохождения им военной службы по мобилизации или окончания действия заключенного им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, расторжение трудового договора осуществляется по инициативе работодателя в соответствии с п. 13.1 ч. 1 статьи 81 ТК РФ.
Лицо, с которым в период приостановления действия трудового договора расторгнут трудовой договор в связи с истечением срока его действия, в течение 3 месяцев после окончания прохождения указанным лицом военной службы по мобилизации или окончания действия заключенного указанным лицом контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, имеет преимущественное право поступления на работу по ранее занимаемой должности у работодателя, с которым указанное лицо состояло в трудовых отношениях до призыва на военную службу по мобилизации, заключения контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в случае отсутствия вакансии по такой должности на другую вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, а при их отсутствии на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Новые меры социальной поддержки для инвалидов»
Статьей 3 Федерального закона от 28.04.2023 № 137-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающей в силу с 01.09.2024, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) дополнен статьей 9.1.
Указанной нормой в Федеральный закон № 181-ФЗ введен новый термин – сопровождаемое проживание инвалидов, представляющие собой новую меру поддержки для лиц с инвалидностью старше 18 лет, направленную на их реабилитацию, социализацию, а также осуществлению ими трудовой функции, досугу и общению.
В сопровождаемое проживание инвалидов включены следующие услуги:
1) социальные услуги и социальное сопровождение инвалидов в соответствии с законодательством о социальном обслуживании;
2) услуги по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе формирование навыков самообслуживания и иных бытовых навыков;
3) услуги ассистента (помощника), оказывающего персональную помощь инвалидам в передвижении, получении информации, ориентации и коммуникации, в том числе при получении образования, осуществлении трудовой деятельности и получении социальных услуг;
4) создание специальных условий для получения инвалидами образования в соответствии с законодательством об образовании.
В соответствии с новой нормой Федерального закона № 181-ФЗ на федеральные органы исполнительной власти возложена обязанность установить:
– примерный порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов;
– критерии, применяемые для установления нуждаемости в сопровождаемом проживании инвалида (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг;
– порядок организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов.
Также в Федеральный закон № 181-ФЗ введена ст. 20.1, посвященная социальной занятости инвалидов, направленная на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, которая осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе. Согласно положениям данной статьи органы государственной власти субъектов РФ определяют организации, уполномоченные на осуществление социальной занятости инвалидов.
Таким образом, изменения, внесенные ФЗ № 137-ФЗ, расширяют и дополняют меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ № 181-ФЗ для лиц с инвалидностью и направлены на их вовлеченность в жизнь общества.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Телефонный терроризм»
За заведомо ложное сообщение об акте терроризма (взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий), совершенное из хулиганских побуждений, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Сам по себе террористический акт – уголовное преступление. Любые проявления, связанные с ложными сообщениями о готовящемся террористическом акте, также являются уголовно наказуемыми деяниями.
Уголовная ответственность за это преступление наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет. Если лицо добросовестно заблуждается и полагает, что его информация о готовящемся акте терроризма соответствует действительности, то ответственность исключается.
Наказание за это преступление:
– штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;
– ограничение свободы на срок до 3 лет;
– принудительные работы на срок от 2 до 3 лет.
Более суровое наказание предусмотрено за совершение указанного деяния в отношении объектов социальной инфраструктуры, причинение крупного ущерба, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
При этом максимальное наказание за эти деяния – штраф до 2 млн рублей, лишение свободы на срок от 8 до 10 лет.
Следует помнить, что если преступление совершено лицом, не достигшим возраста уголовной ответственности, бремя ответственности за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке сообщения о преступлении возлагается на родителей (усыновителей) или попечителей, либо организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой несовершеннолетний находился под надзором.
Указанные лица привлекаются в качестве гражданского ответчика и с них взыскиваются понесенные государством расходы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Товарный знак и знак обслуживания»
На товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О компенсации за задержку неначисленных выплат»
В соответствии с Федеральным законом от 30.01.2024 №3-Ф3 с 30 января 2024 года вступили в силу изменения в статью 236 Трудового кодекса РФ о компенсации за задержку неначисленных выплат.
При нарушении работодателем установленного срока выплат при заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, он обязан выплатить работнику денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) неначисленных своевременно сумм, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки.
При неполной выплате в установленный срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Выплата денежной компенсации обязательна независимо от наличия вины работодателя. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую им сумму.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу»
Дача взятки должностному лицу является одним из способов его склонения к выполнению определенных действий (бездействию), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц.
Должностными лицами признаются постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях и другие лица, перечень которых установлен уголовным законодательством.
Предметом взятки могут выступать деньги, ценные бумаги, незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств.
Например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, исполнение обязательств перед другими лицами.
Дача взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.
Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»).
При этом не имеет значения, получил ли взяткополучатель реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.
В тех случаях, когда предметом дачи взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).
Уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу наступает с 16-летнего возраста.
Законодательством предусмотрено освобождение лица, давшего взятку, от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «Что такое экстремистское сообщество?»
Под экстремистским сообществом, определение которого дано в статье 282.1 УК РФ, следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. При этом экстремистское сообщество может состоять из структурных подразделений (частей).
Для признания организованной группы экстремистским сообществом не требуется предварительного судебного решения о запрете либо ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Структурным подразделением (частью) экстремистского сообщества является функционально и (или) территориально обособленная группа, состоящая из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая осуществляет преступную деятельность в рамках и в соответствии с целями экстремистского сообщества. Такие структурные подразделения (части) могут не только совершать отдельные преступления экстремистской направленности, но и выполнять иные задачи по обеспечению функционирования экстремистского сообщества (например, обеспечение сообщества оружием, иными предметами, используемыми в качестве оружия, производство листовок, литературы и других материалов экстремистского характера).
Уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества наступает с момента фактического образования указанного сообщества.
За создание и руководство экстремистским сообществом санкция ст. 282.1 УК РФ предусматривает штраф в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо лишение свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Гагаринская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет: «О новых требованиях к антитеррористической защищенности объектов промышленности»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 № 258 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, являющихся:
– важными государственными объектами, подлежащими охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
– критически важными, стратегическими, режимными и (или) потенциально опасными объектами Российской Федерации;
– объектами (территориями) промышленности организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, на которые частная охранная деятельность не распространяется;
– объектами (территориями) промышленности по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов и отходов их производства;
– объектами (территориями) промышленности, задействованными в обороте микроорганизмов и других биологических агентов, оборудования, научнотехнической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании химического и бактериологического (биологического) оружия, а также других товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
– объектами (территориями) микробиологической промышленности;
– объектами (территориями) промышленности по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации токсических, сильнодействующих и химически опасных веществ, препаратов и их смесей;
– объектами (территориями) промышленности по разработке и (или) производству средств защиты сведений, составляющих государственную тайну;
– градообразующими объектами (территориями) промышленности, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к существенному снижению безопасности и (или) условий жизнедеятельности населения;
– объектами (территориями) промышленности, на которых расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объектами (территориями) промышленности, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек.
Кроме того, указанным постановлением утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
С учетом позиции Гагаринской межрайонной прокуратуры суд заключил под стражу 49-летнюю женщину, обвиняемую в убийстве матери (ч. 1 ст. 105 УК РФ).
4 июня 2025 года в квартире жилого дома на улице Строителей обнаружено тело женщины 1951 г.р. в полиэтиленовом пакете с признаками насильственной смерти в виде телесных повреждений в области головы.
Со слов обвиняемой, в ходе ссоры она нанесла матери по голове множественные удары гантелью. Затем она поместила тело пострадавшей в полиэтиленовый пакет и спрятала в одной из комнат, прикрыв вещами.
Женщине будет проведена психолого-психиатрическая экспертиза.
Прокуратура контролирует расследование уголовного дела.