< Все документы
Вы здесь:
Печать

Учетная политика

Приложение к распоряжению администрации МО Ломоносовский от 30.08.2021 года № 02-01-02-24

Скачать оригинал с приложениями

Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета в администрации муниципального округа Ломоносовский

Настоящая учетная политика предназначена для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности администрации муниципального округа Ломоносовский (далее – администрация). Настоящая учетная политика разработана на основании и с учетом требований и принципов, изложенных в следующих нормативных документах:

  • Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (далее – Закон 402-ФЗ);
  • Приказ Министерства финансов Российской Федерации (далее – приказ Минфина) от 01.12.2010 г. № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (далее – Инструкция 157н);
  • Приказ Минфина от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее – приказ № 132н);
  • Приказ Минфина от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – приказ № 209н);
  • Приказ Минфина от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – приказ № 52н);
  • Приказ Минфина от 31.12.2016 N 256н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора” (далее – Приказ 256н);
  • Приказ Минфина от 31.12.2016 N 257н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Основные средства” (далее – Приказ 257н);
  • Приказ Минфина от 31.12.2016 N 258н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда” (далее – Приказ 258н);
  • Приказ Минфина от 31.12.2016 N 259н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Обесценение активов” (далее – Приказ 259н);
  • Приказ Минфина от 31.12.2016 N 260н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности” (далее – Приказ 260н);
  • Приказ Минфина от 01.07. 2013г. № 65н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” (Далее – Приказ 65н);
  • Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
  • Приказ Минфина от 30.03.2015 N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению” (далее – Приказ 52н);
  • Приказ Минфина от 13.06.1995 N 49 “Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” (далее – Приказ 49);
  • Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. от 05.10.2020 № 5587-У).

В соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина:

  • от 30.12.2017 № 274н, «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»,
  • от 30.12.2017 г. №275н, «События после отчетной даты»,
  • от 30.12.2017 г № 278н СГС «Отчет о движении денежных средств»),
  • от 27.02.2018 № 32н СГС «Доходы»,
  • от 30.05.2018 №122н СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»,
  • от 30 декабря 2017 г. № 277н “Информация о связанных сторонах»,
  • от 28.02.2018 № 34н «Непроизведенные активы»,
  • от 15.11.2019 № 181н «Нематериальные активы»,
  • от 15.11.2019 № 182н «Затраты по заимствованиям»,
  • от 15.11.2019 № 183н «Совместная деятельность»,
  • от 15.11.2019 № 184н «Выплаты персоналу»,
  • от 30.06.2020 № 129н «Финансовые инструменты».

 

1. Принципы ведения учета

Общие принципы ведения учета администрации установлены п. 3 Инструкции 157н. Кроме этого, при формировании настоящей учетной политики учтены следующие требования и допущения:

1.1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной жизни ведется в рублях и копейках. Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте:

– по официальному курсу Банка России соответствующих иностранных валют по отношению к рублю,

– при отсутствии официального курса – по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам, к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Банком России.

1.2. К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 3 Инструкции 157н).

1.3. Внутренний контроль в соответствии с обозначенным принципом осуществляют:

– На этапе составления первичного документа – Ответственный исполнитель, поименованный в Графике документооборота (Приложение 1).

– На этапе регистрации первичного документа – соответствующий специалист – бухгалтер, ответственный за регистрацию документа и поименованный в Графике документооборота.

1.4. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Перевод осуществляется специализированными организациями согласно заключенным договорам на оказание услуг по переводу (п. 13 Инструкции 157н).

1.5. Принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п. 5 Закона 402-ФЗ). Изменения в учетную политику вносятся приказом руководителя учреждения в одном из следующих случаев (п. 6 Закона 402-ФЗ):

– При изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными или отраслевыми стандартами.

– При разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета.

– В случае существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.

2. Общие положения

2.1. Ответственность за организацию бюджетного учета в администрации и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет глава администрации муниципального округа Ломоносовский. Основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

2.2. Ведение бюджетного учета в администрации осуществляется отделом экономики, финансов и бухгалтерского учета, возглавляемый начальником отдела – главным бухгалтером.

2.3. Сотрудники отдела экономики, финансов и бухгалтерского учета руководствуются в своей работе должностными инструкциями.
Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

2.4.Требования начальника отдела экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников администрации.

2.5. Главный бухгалтер:

– подчиняется непосредственно главе администрации;

– несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ, пункт 4 Инструкции к Единому плану счетов № 157н;

-не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 9 Инструкции 157н).

2.6. В администрации создана постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Персональный состав комиссии утверждается главой администрации.
Основание: Инструкция 157н.

2.7. Администрация публикует основные положения учетной политики на своем официальном сайте путем размещения копий документов учетной политики.
Основание: пункт 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

2.8. При внесении изменений в учетную политику главный бухгалтер оценивает в целях сопоставления отчетности существенность изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств на основе своего профессионального суждения. Также на основе профессионального суждения оценивается существенность ошибок отчетного периода, выявленных после утверждения отчетности, в целях принятия решения о раскрытии в Пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках.
Основание: пункты 17, 20, 32 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

2.9. Для осуществления исполнения бюджета муниципального округа Ломоносовский в Управлении Федерального казначейства по г. Москве администрации открыты лицевые счета.

2.10. Администрация наделена бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств с кодом главы главного администратора бюджетных средств – 900.

3. Технология обработки учетной информации

3.1. Для обработки учетной информации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности применяется автоматизированный учет по следующим блокам:

– автоматизированный бюджетный учет администрации как получателя бюджетных средств, главного распорядителя бюджетных средств ведется с применением программных продуктов «1С: Предприятие 8.2 Бухгалтерия государственного учреждения», «1С: Предприятие 8.3 зарплата и кадры бюджетного учреждения»;

– АИС УБП «Свод-смарт» – для представления месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Департаменту финансов г. Москвы;

– информационный обмен документами с Управлением Федерального казначейства по г. Москве осуществляется в системе электронного документооборота СУФД;

– информационный обмен документами с территориальным органом Финансово- казначейского управления г. Москвы посредством программного комплекса ПИВ АСУ ГФ Департамента финансов г. Москвы.
Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.2. Обмен электронными документами производится с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством на основании договоров об обмене электронными документами.

3.3. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета администрации ведет электронный документооборот по следующим направлениям:

– передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в Инспекцию Федеральной налоговой службы;

– передача отчетности по страховым взносам в ПФР, ФСС Российской Федерации и т.д.;

– передача статистической отчетности в Росстат;

– обмен электронными документами с контрагентами и др.

3.4. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.

3.5. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухгалтерского учета и отчетности:

– обеспечивается хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации, но не менее 5 (пяти) лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены;

– при наличии технической возможности субъект учета вправе осуществлять хранение первичных электронных документов (электронных регистров) на электронных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации, регулирующего использование электронной подписи в электронных документах.

При хранении первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться защита их данных от несанкционированных исправлений. Регистры бюджетного учета формируются в электронном виде без применения электронной подписи.
Основание: пункт 19 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 33 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

3.6. Ошибки прошлых лет, обнаруженные в регистрах бухгалтерского учета, исправляются путем оформления дополнительной бухгалтерской записи либо бухгалтерской записи способом «красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записи с применением соответствующих счетов бюджетного учета в период (на дату) обнаружения ошибки и ретроспективного пересчета бюджетной отчетности. Основание: п. 18 Инструкции № 157н.

4. Правила документооборота

4.1. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с Графиком документооборота.
Основание: пункт 22 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «д» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

4.2. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, администрация использует:

– унифицированные формы, дополненные необходимыми реквизитами.
Основание: пункты 25–26 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «г» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

4.3. Наделение должностных лиц администрации правом подписи учетных документов осуществляется распоряжением главы администрации.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

4.4. Администрация использует унифицированные формы регистров бухгалтерского учета, перечисленные в приложении 3 к приказу № 52н. При необходимости формы регистров, которые не унифицированы, разрабатываются самостоятельно.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, подпункт «г» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

4.5. В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухгалтерского учета и отчетности, в соответствии с пунктом 19 Приказа №157н, пункт 33 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», формирование электронных регистров бухучета осуществляется на бумажных носителях со следующей периодичностью:

– первичные учетные документы — по мере осуществления операций;

– журналы операций, журнал регистрации приходных и расходных ордеров, главная книга – ежемесячно;

– журнал операций по исправлению ошибок прошлых лет – по мере осуществления операций;

– инвентарная карточка учета основных средств, инвентарная карточка группового учета основных средств – при принятии к учету, по мере внесения изменений характеристик объекта (данные о переоценке, модернизации, реконструкции, ремонте и пр.) и при выбытии. При отсутствии событий – ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;

– кассовая книга – в виде машинограммы «Отчет кассира». Составляется в дни, в которые проводились кассовые операции, и включают в себя все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги;

– опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список нефинансовых активов, реестр карточек – ежегодно, на последний рабочий день года;

– оборотная ведомость по нефинансовым активам – ежеквартально, на последний рабочий день квартала;

– другие регистры учета – по мере необходимости, но не реже периодичности, установленной для составления и представления учреждением бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных регистров бухгалтерского учета.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

4.6. В целях соблюдения графика документооборота в учреждении определен следующий порядок отражения в учете фактов хозяйственной жизни на основании предоставленных первичных документов:

– при предоставлении первичных документов в период до даты закрытия отчетного периода: факты хозяйственной жизни отражаются в учете датой составления первичного документа;

– при предоставлении первичных документов в период после даты закрытия отчетного периода, факты хозяйственной жизни отражаются в учете датой получения первичного документа.

4.7. При временном переводе работников на удаленный режим работы обмен документами, которые оформляются в бумажном виде, разрешается осуществлять по электронной почте посредством скан-копий.

4.8. После окончания режима удаленной работы первичные документы, оформленные посредством обмена скан-копий, распечатываются на бумажном носителе и подписываются собственноручной подписью.

4.9. Список сотрудников, имеющих право подписи электронных документов и регистров бухгалтерского учета, утверждается отдельным распоряжением. Основание: часть 5 статьи 9 Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ, пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 32 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 года № 52н, статья 2 Закона от 06.04.2011 года № 63-ФЗ.

5. План счетов

5.1. Бюджетный учет ведется с использованием рабочего Плана счетов (Приложение 2.1), разработанного в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов № 157н, Инструкцией № 162н.
Основание: пункты 2 и 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 19 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», подпункт «б» пункта 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

5.2. Администрация применяет забалансовые счета, утвержденные в Инструкции к Единому плану счетов № 157н (Приложение 2.2.).
Основание: пункт 332 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 19 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

6. Учет отдельных видов имущества и обязательств

6.1. Бюджетный учет ведется по первичным документам, которые проверены сотрудниками бухгалтерии в соответствии с Положением о внутреннем муниципальном финансовом контроле.
Основание: пункт 3 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 23 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

6.2. Для случаев, которые не установлены в федеральных стандартах и других нормативно-правовых актах, регулирующих бухгалтерский учет, метод определения справедливой стоимости выбирает комиссия администрации по поступлению и выбытию активов.
Основание: пункт 54 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

6.3. В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением главного бухгалтера.
Основание: пункт 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

7. Основные средства

7.1. Администрация учитывает в составе основных средств материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 (двенадцати) месяцев. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение и изготовление.
Основание: пункты 23–25, 38, 39, 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

7.2. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются следующие объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:

– мебель для помещения: столы, стулья, стеллажи, шкафы, полки;

– компьютерное и периферийное оборудование – системные блоки, мониторы, принтеры, сканеры, компьютерные мыши, клавиатуры, колонки, акустические системы, микрофоны, веб-камеры, устройства захвата видео, внешние ТВ-тюнеры, внешние накопители на жестких дисках.

Не считается существенной стоимость до 20 000 (двадцать тысяч) руб. за один имущественный объект.

Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия по поступлению и выбытию активов.
Основание: пункт 10 СГС «Основные средства».

7.3. Уникальный инвентарный номер состоит из 10 знаков и присваивается в порядке:

1-й разряд – амортизационная группа, к которой отнесен объект при принятии к учету (при отнесении инвентарного объекта к 10-й амортизационной группе в данном разряде проставляется «0»);

2–4-й разряды – код объекта учета синтетического счета в Плане счетов бюджетного учета (приложение 1 к приказу Минфина от 06.12.2010 № 162н);

5–6-й разряды – код группы и вида синтетического счета Плана счетов бюджетного учета (приложение 1 к приказу Минфина от 06.12.2010 № 162н);

7–10-й разряды – порядковый номер нефинансового актива.
Основание: пункт 9 СГС «Основные средства», пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н

7.4. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером. В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.

7.5. Перечень производственного и хозяйственного инвентаря, включаемого в состав основных средств, приведен в Приложении 3.1.

7.6. Затраты по замене отдельных составных частей объекта основных средств, в том числе при капитальном ремонте, включаются в момент их возникновения в стоимость объекта. Одновременно с его стоимости списывается в текущие расходы стоимость заменяемых (выбываемых) составных частей. Данное правило применяется к следующим группам основных средств:

– машины и оборудование;

– транспортные средства;

– инвентарь производственный и хозяйственный;

– многолетние насаждения.
Основание: пункт 27 СГС «Основные средства».

7.7. В случае частичной ликвидации или разукомплектации объекта основного средства, если стоимость ликвидируемых (разукомплектованных) частей не выделена в документах поставщика, стоимость таких частей определяется пропорционально следующему показателю (в порядке убывания важности): – площади; – объему; – весу; – иному показателю, установленному комиссией по поступлению и выбытию активов.

7.8. Затраты на создание активов при проведении регулярных осмотров на предмет наличия дефектов, являющихся обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов, формируют объем произведенных капитальных вложений с дальнейшим признанием в стоимости объекта основных средств.

7.9. Одновременно учтенная ранее в стоимости объекта основных средств сумма затрат на проведение предыдущего ремонта подлежит списанию в расходы текущего периода. Данное правило применяется к следующим группам основных средств:

– машины и оборудование;

– транспортные средства.
Основание: пункт 28 СГС «Основные средства».

7.10. Амортизация на все объекты основных средств начисляется линейным методом в соответствии со сроками полезного использования.
Основание: пункты 36, 37 СГС «Основные средства».

7.11. В случаях, когда установлены одинаковые сроки полезного использования и метод расчета амортизации всех структурных частей единого объекта основных средств, в целях учета такие части объединяются для определения суммы амортизации.
Основание: пункт 40 СГС «Основные средства».

7.12. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки вычитается из балансовой стоимости объекта, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Амортизация, накопленная до переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта (по кредиту счета учета основных средств) и увеличение остаточной стоимости объекта (по дебету счета учета основных средств) на суммы дооценки ее до справедливой стоимости. С момента переоценки амортизация на объект начисляется на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до переоценки.
Основание: пункт 41 СГС «Основные средства».

7.13. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по поступлению и выбытию в соответствии с пунктом 35 СГС «Основные средства» № 257н.

7.14. Основные средства стоимостью до 10000 (десять тысяч) руб. включительно, находящиеся в эксплуатации, учитываются на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.
Основание: пункт 39 СГС «Основные средства», пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

7.15. Единые функционирующие системы как отдельные инвентарные объекты не учитываются. Отдельные элементы единых функционирующих систем, которые соответствуют критериям основных средств, установленным Стандартом «Основные средства», учитываются как отдельные основные средства. Элементы единых функционирующих систем, для которых установлен одинаковый срок полезного использования, учитываются как единый инвентарный объект в порядке, установленном в пункте 7.2 настоящей учетной политики.

7.16. К единым функционирующим системам относятся:

– сигнализация;

– охранная сигнализация;

– система видеонаблюдения;

– кабельная система локальной вычислительной сети;

– телефонная сеть;

– “тревожная кнопка”;

– другие аналогичные системы, компоненты которых прикрепляются к стенам и (или) фундаменту здания (сооружения) и между собой соединяются кабельными линиями или по радиочастотным каналам.

7.17. Учет единых функционирующих систем ведется исходя из следующих особенностей:

  • Расходы на установку и расширение систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации) не относятся на увеличение стоимости каких-либо основных средств;
  • Информация о смонтированной системе отражается с указанием даты ввода в эксплуатацию и конкретных помещений, оборудованных системой: в Инвентарной карточке (ф. 0504031) соответствующего здания (сооружения), учитываемого в балансовом учете, в разделе “Индивидуальные характеристики”; в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (при монтаже систем в зданиях (сооружениях), полученных учреждением в аренду или безвозмездное пользование и учитываемых на забалансовом счете 01 “Имущество, полученное в пользование”);
  • Отдельные элементы единых функционирующих систем подлежат учету в составе основных средств согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов.

7.18. Расходы на доставку нескольких имущественных объектов распределяются в первоначальную стоимость этих объектов пропорционально их стоимости, указанной в договоре поставки.

7.19. Помещение, занимаемое администрацией на основании договора безвозмездного пользования, предназначенное для использования при выполнении возложенных на неё государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности органов местного самоуправления, не учитывается в составе основных средств, являющихся объектами недвижимого имущества, учет ведется на забалансовом счете 01.11 «Недвижимое имущество, полученное в пользование по договорам безвозмездного пользования» в условной оценке 1 (один) объект – 1 (один) рубль. Основание: п.8 СГС «Основные средства».

8. Нематериальные активы

8.1. Начисление амортизации объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования осуществляется линейным методом.
Основание: п. 30 СГС «Нематериальные активы».

8.2. По объектам, входящим в подгруппу “Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования”, амортизация не начисляется до определения срока полезного использования.
Основание: п. 26 СГС «Нематериальные активы».

8.3. Срок полезного использования нематериальных активов в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету и начисления амортизации определяется комиссией по поступлению и выбытию активов.

8.4. В случае установления сроков полезного использования для нематериальных активов, входящих в подгруппу “Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования”, способ начисления амортизации по ним определяется согласно положениям настоящей учетной политики, если иной способ не будет выбран комиссией по поступлению и выбытию активов.
Основание: п.п. 35, 36 СГС “Нематериальные активы”.

8.5. Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД), признаваемые в составе нефинансовых активов, отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами». Аналитический учет неисключительных прав пользования РИД ведется в разрезе лицензионных договоров (иных документов, подтверждающих существование права на РИД).
Основание: СГС «Нематериальные активы».

9. Непроизведенные активы

9.1. Земельные участки, закрепленные за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (в т. ч. расположенные под объектами недвижимости), учитываются на счете 0.103.11.000 «Земля – недвижимое имущество учреждения». Основание для постановки на учет – свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учет ведется по кадастровой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. (Основание: пункты 23, 71, 78 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

9.2. Для земельных участков, не внесенных в государственный кадастр недвижимости, на которые государственная собственность разграничена, не закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением и не используемых для извлечения экономических выгод или полезного потенциала, справедливая стоимость не определяется, ведется забалансовый учет в условной оценке: 1 (один) объект – 1 (один) рубль.

10. Материальные запасы

10.1. В составе материальных запасов учитываются материальные объекты, указанные в пунктах 98–99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, а также производственный и хозяйственный инвентарь, перечень которого приведен в Приложении 3.2.

10.2. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости каждой единицы.
Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

10.3. Выдача в эксплуатацию на нужды учреждения канцелярских принадлежностей, хозяйственных материалов оформляется ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210). Списание указанных в настоящем пункте материальных запасов производится по акту о списании материальных запасов (ф.0504230).

10.4. Мягкий и хозяйственный инвентарь, посуда списываются по акту о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143). В остальных случаях материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).

10.5. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, определяется исходя из:

– их справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;

– сумм, уплачиваемых администрацией за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.
Основание: пункты 52–60 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

11. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов

11.1. Безвозмездно полученные объекты нефинансовых активов, неучтенные ранее объекты, выявленные при инвентаризации, объекты, полученные при разборе, утилизации и ликвидации имущества, учитываются по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Основание: п.54-56 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

11.2. Данные о рыночной цене безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть подтверждены документально:

– справками (другими подтверждающими документами) Росстата;

– прайс-листами заводов-изготовителей;

– справками (другими подтверждающими документами) оценщиков;

– информацией, размещенной в СМИ, и т.д.

11.3. В случаях невозможности документального подтверждения рыночных цен безвозмездно полученных нефинансовых активов, справедливая стоимость определяется комиссией по поступлению и выбытию активов.

12. Расчеты по доходам

12.1. Администрация осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета. Порядок осуществления полномочий главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами.

12.2. Перечень администрируемых доходов определяется главным администратором доходов бюджета.

12.3. Поступившие доходы отражаются на счете 1.210.02.000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» в порядке, установленном в пункте 91 Инструкции № 162н.

12.4. Поступление и начисление администрируемых доходов отражаются в учете на основании первичных документов, приложенных к выписке из лицевого счета администратора доходов.

13. Расчеты с кредиторами и дебиторами

13.1. Кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами, списывается на финансовый результат на основании распоряжения руководителя. Решение о списании принимается на основании данных проведенной инвентаризации и служебной записки главного бухгалтера о выявлении кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, срок исковой давности по которой истек. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13.2. Одновременно списанная с балансового учета кредиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами».

13.3. Списание задолженности с забалансового учета осуществляется по итогам инвентаризации задолженности на основании решения инвентаризационной комиссии администрации:

– по истечении 5 (пяти) лет отражения задолженности на забалансовом учете;

– по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;

– при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) контрагента.

Кредиторская задолженность списывается с баланса отдельно по каждому обязательству (кредитору).
Основание: пункты 339, 372 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

13.4. Дебиторская задолженность списывается с учета после того, как комиссия по поступлению и выбытию активов признает ее сомнительной или безнадежной к взысканию в порядке, утвержденном Положением о признании дебиторской задолженности сомнительной и безнадежной к взысканию.
Основание: пункт 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 11 СГС «Доходы».

14. Расчеты с подотчетными лицами

14.1. Администрация выдает денежные средства под отчет штатным сотрудникам по распоряжению руководителя на основании письменного заявления подотчетного лица. При этом в заявлении указывается назначение аванса, обоснование и срок, на который он выдается (п. 213 Инструкции № 157н).

14.2. Выдача денежных средств под отчет производится путем перечисления на зарплатную карту.

14.3. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет: не более лимита расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами в соответствии с указанием Банка России.

Основание: письма Минфина от 05.10. 2012 № 14-03-03/728, от 29.12.2011 № 14-01-07/1396-1966 и Федерального казначейства от 26.07.2011 № 42-7.4-05/5.2-500.

14.4. Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов приведен в Приложении 4.

15. Учет расчетов по оплате труда

15.1. Выплаты персоналу – расходы субъекта учета на оплату труда персонала, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата), командировочные и иные выплаты, обусловленные статусом персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами), а также расходы на оплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию.

15.2. Выплаты персоналу администрации включают:

  • расходы на оплату труда персонала;
  • денежное содержание, иные выплаты муниципальным служащим и членам их семей как в денежной, так и в натуральной форме;
  • заработная плата лиц, не являющихся муниципальными служащими;
  • денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности.
  • командировочные и иные выплаты, обусловленные статусом персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами);
  • расходы на оплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию.

15.3. Выплаты на оплату труда работникам администрации осуществляется 2 раза в месяц. Выплаты производятся в безналичной форме на банковскую карту работника. Для получения выплаты на оплату труда работник предоставляет в бухгалтерию администрации реквизиты банковской карты национальной платежной системы «МИР».

15.4. В межрасчетный период производится выплата: отпускных, компенсации за санаторно-курортное лечение, поощрения депутатов, материальной помощи. Выплата на оплату труда за вторую половину декабря текущего финансового года осуществляется досрочно в текущем финансовом году на основании распоряжения руководителя администрации.

15.5. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе работников, депутатов муниципального округа Ломоносовский, физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры Аналитический учет расчетов по пособиям, социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц – получателей пособий, социальных выплат.

15.6. Создание резервов на предстоящую оплату отпусков: оплата основных и дополнительных отпусков сотрудникам за отработанное время; компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника или по заявлению; страховые взносы, начисленные отпускные и компенсацию за неиспользованный отпуск. Методика расчета резервов на оплату отпусков приведена в Приложении 5.

16. Расчеты по обязательствам

16.1. К счету 1.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» относятся:

  • «Государственная пошлина»;
  • «Транспортный налог»;
  • «Пени, штрафы, санкции по налоговым платежам;
  • «Возврат в доход бюджета поступлений прошлых лет»;
  • «Административные штрафы»;
  • иные аналогичные платежи.

17. Резервы предстоящих расходов

17.1. В администрации создаются резервы предстоящих расходов:

– резерв по отложенным обязательствам на оплату предстоящих отпусков персоналу в соответствии с пунктом 15.6 настоящей учетной политики;

– резерв по претензионным требованиям – при необходимости. Величина резерва устанавливается в размере претензии, предъявленной администрации в судебном иске, либо в претензионных документах досудебного разбирательства. В случае если претензии отозваны или не признаны судом, сумма резерва списывается с учета методом «красное сторно»;

– резерв по сомнительным долгам – при необходимости на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов о признании задолженности сомнительной по результатам инвентаризации. Величина резерва устанавливается в размере выявленной сомнительной задолженности.

Основание: пункт 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пункт 11 СГС «Доходы», п.10 СГС «Выплаты персоналу».

18. Финансовый результат

18.1. Доходы от предоставления права пользования активом (арендная плата) признаются доходами текущего финансового года с одновременным уменьшением предстоящих доходов равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды. Основание: пункт 25 СГС «Аренда», подпункт «а» пункта 55 СГС «Доходы».

18.2. Доходы от реализации имущества в рассрочку с переходом права собственности на объект после завершения расчетов признаются в составе доходов будущих периодов в сумме договора. Доходы будущих периодов признаются в текущих доходах по мере поступления платежей.
Основание: пункт 301 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, подпункт «а» пункта 55 СГС «Доходы».

18.3. Администрация осуществляет расходы в пределах установленных норм и в соответствии с бюджетной сметой на финансовый год.

18.4. В составе расходов будущих периодов на счете КБК 1.401.50.000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы:

– по страхованию имущества, гражданской ответственности;

– по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.

18.5. Расходы будущих периодов списываются на финансовый результат текущего финансового года равномерно, по 1/12 за месяц в течение периода, к которому они относятся.

18.6. По договорам страхования, а также договорам неисключительного права пользования период, к которому относятся расходы, равен сроку действия договора.
Основание: пункты 302, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

18.7. В случае заключения лицензионного договора на право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации единовременные платежи за право включаются в расходы будущих периодов. Такие расходы списываются на финансовый результат текущего периода ежемесячно в последний день месяца в течение срока действия договора.
Основание: пункт 66 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

19. Санкционирование расходов

19.1. Принятие бюджетных (денежных) обязательств к учету осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств в порядке, приведенном в Приложении 6.

20. События после отчетной даты

Признание в учете и раскрытие в бюджетной отчетности событий после отчетной даты осуществляется в порядке, приведенном в Приложении 7.

21. Инвентаризация имущества и обязательств

21.1. Инвентаризация имущества и обязательств, а также финансовых результатов (в т.ч. расходов будущих периодов) проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией в соответствии с Порядком проведения инвентаризации (Приложение 8).

21.2. В отдельных случаях (при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, при стихийных бедствиях и т.д.) инвентаризацию может проводить специально созданная рабочая комиссия, состав которой утверждается отельным распоряжением руководителя.

Основание: статья 11 Закона от 06.12.2011 года №402-ФЗ, раздел VIII СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

22. Обесценение активов

22.1. Учреждение выявляет признаки обесценения актива в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской отчетности, а также в случаях стихийных бедствий, когда в учреждении пострадала часть имущества.
Основание: п. 6 ФСБУ «Обесценение активов».

22.2. Признаками обесценения являются консервация (простой) оборудования, сокращение срока его полезного использования, моральное устаревание и т.д.

22.3. Комиссия по поступлению и выбытию активов осуществляет рассмотрение результатов проведения теста на обесценение и оценку необходимости определения справедливой стоимости актива.
Основание: п. 9 СГС «Учетная политика».

22.4. В случае выявления какого-либо из признаков обесценения, комиссия принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива с учетом существенности влияния на нее выявленных признаков обесценения.

22.5. Комиссия определяет справедливую стоимость актива с применением метода рыночных цен либо метода амортизированной стоимости замещения. При этом применяется метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость. Выбранный метод прописывается в соответствующем заключении комиссии. Документы, подтверждающие справедливую стоимость актива, прилагаются к протоколу комиссии по поступлению и выбытию активов.
Основание: п. 54 СГС «Концептуальные основы». п. 11 СГС «Обесценение активов».

22.6. Одновременно при принятии решения комиссия оценивает необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива. Определяется убыток от обесценения актива. Для этого остаточная стоимость актива уменьшается на его справедливую стоимость и затраты по его выбытию. Основание: п. 13 СГС «Обесценение активов».

22.7. Убыток от обесценения актива признается в учете на годовую отчетную дату (п. 15 ФСБУ «Обесценение активов»). Он отражается на счетах бухгалтерского учета с применением счета 0 114 00 000 «Обесценение имущества учреждения».

23. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля

23.1. Администрация осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль, направленный:

– на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета администрацией (как распорядителем) и подведомственными ему получателями бюджетных средств – как распорядитель бюджетных средств;

– на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета – как администратор доходов бюджета.

23.2. Внутренний финансовый контроль в администрации определяется в соответствии с Положением о внутреннем муниципальном финансовом контроле, Стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, принимаемыми распоряжениями главы администрации.
Основание: пункт 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

24. Бюджетная отчетность

24.1. Финансовый орган муниципального образования составляет и представляет бюджетную отчетность по формам, в объеме и в сроки, установленные финансовым органом субъекта Российской Федерации и бюджетным законодательством (приказ Минфина от 28.12.2010 года № 191н).

24.2. Бюджетная отчетность муниципального образования (далее – бюджетная отчетность) составляется на основании:

– данных Главной книги и (или) иных регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации,

– плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления своей деятельности субъектом учета;

– на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных финансовому органу муниципального образования распорядителями, получателями бюджетных средств.

24.3. Бюджетная отчетность предоставляется в финансовый орган субъекта Российской Федерации на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24.4. В целях составления отчета о движении денежных средств величина денежных средств определяется прямым методом и рассчитывается как разница между всеми денежными притоками и их оттоками.
Основание: пункт 19 СГС «Отчет о движении денежных средств».

24.5. Годовая бюджетная отчетность на бумажном носителе хранится у главного бухгалтера до сдачи в архив.
Основание: часть 7.1 статьи 13 Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ.

25. Порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя и (или) главного бухгалтера

25.1. При смене руководителя и (или) главного бухгалтера администрации (далее – увольняемые лица) они обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному должностному лицу администрации (далее – уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а также печати и штампы, хранящиеся в бухгалтерии.

25.2. Передача бухгалтерских документов и печатей проводится на основании распоряжения руководителя, в котором назначается уполномоченное лицо для принятия документов.

25.3.Передача документов бухгалтерского учета, печатей и штампов осуществляется при участии комиссии, создаваемой в администрации. В комиссию включаются сотрудники администрации в соответствии с распоряжением на передачу бухгалтерских документов.

25.4. Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи бухгалтерских документов. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип. Акт приема-передачи дел составляется в 3 (трех) экземплярах: 1-й экземпляр – руководителю, если увольняется главный бухгалтер, 2-й экземпляр – увольняемому лицу, 3-й экземпляр – уполномоченному лицу.

25.5. Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела и членами комиссии.

25.6. Передаются следующие документы:

  • Документы по квартальной, годовой бухгалтерской отчетности;
  • Документы по налоговой отчетности;
  • Отчетность в фонды, статистику и т.д.;
  • Бюджетная смета, сводная бюджетная роспись;
  • Бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета: журналы операций, главная книга, ведомости и т.д.;
  • регистры налогового учета;
  • по кассе: кассовые книги, денежные документы и т.д.;
  • договоры с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, аренды и т.д.;
  • учредительные документы и свидетельства: постановка на учет, присвоение номеров, внесение записей в единый реестр, коды и т.п.;
  • о недвижимом имуществе, транспортных средствах администрации: свидетельства о праве собственности, выписки из ЕГРП, паспорта транспортных средств и т.п.;
  • об основных средствах, нематериальных активах и товарно-материальных ценностях;
  • акты о результатах инвентаризации имущества и финансовых обязательств администрации с приложением инвентаризационных описей;
  • акты сверки расчетов, подтверждающие состояние дебиторской и кредиторской задолженности, перечень нереальных к взысканию сумм дебиторской задолженности;
  • акты ревизий и проверок;
  • материалы о недостачах и хищениях, переданных и не переданных в правоохранительные органы;
  • иная бухгалтерская документация, свидетельствующая о деятельности администрации.

 

Предыдущая Антикоррупционная экспертиза
Оглавление