Положение о бюджетном процессе
Утверждено решением Совета депутатов
внутригородского муниципального
образования – муниципального округа
Ломоносовский в городе Москве
от 22 апреля 2025 года № 50/3
Положение
о бюджетном процессе
во внутригородском муниципальном образовании –
муниципальном округе Ломоносовский в городе Москве
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления бюджетного процесса и полномочия субъектов бюджетных правоотношений во внутригородском муниципальном образовании – муниципальном округе Ломоносовский в городе Москве (далее – муниципальный округ Ломоносовский в городе Москве, муниципальный округ). Бюджетные правоотношения в муниципальном округе осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом города Москвы от 06 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы, Уставом муниципального округа Ломоносовский.
1.2. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своих полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, Уставом муниципального округа, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.
1.3. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении, используются в том значении, в котором они определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
1.4. В целях обеспечения единства бюджетной классификации Российской Федерации и сопоставимости показателей бюджетов бюджетной системы при группировке доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов применяется бюджетная классификация Российской Федерации, а также порядок ее применения, установленный Министерством финансов Российской Федерации.
1.5. В случае противоречия между настоящим Положением и иными правовыми актами органов местного самоуправления, регулирующими бюджетные правоотношения, применяется настоящее Положение.
Раздел 2. Доходы местного бюджета
2.1. Доходы бюджета муниципального округа (далее – местный бюджет) формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. К доходам бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2.2. Источники формирования доходов местного бюджета и нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов и сборов в местный бюджет определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации , законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и не подлежат изменению в течение очередного финансового года.
2.3. Неналоговые доходы местного бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.4. Безвозмездные поступления, подлежащие зачислению в местный бюджет, формируются в соответствии бюджетным законодательством Российской Федерации.
Раздел 3. Расходы местного бюджета
3.1. Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального округа (далее – расходные обязательства), обусловленными полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, осуществлению переданных государственных полномочий города Москвы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
3.2. Нормативы обеспечения расходных обязательств для определения минимальных расходов местного бюджета утверждаются законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период.
3.3. Порядок ведения реестра расходных обязательств устанавливается администрацией внутригородского муниципального образования – муниципального округа Ломоносовский в городе Москве (далее – администрация).
3.4. Реестр расходных обязательств представляется администрацией в Департамент финансов города Москвы в установленном им порядке.
3.5. Расходные обязательства возникают в результате:
1) Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, определенным Законом города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве», а также заключения от имени муниципального округа договоров (соглашений) при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по данным вопросам;
2) Принятия в соответствии с законами города Москвы муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий города Москвы;
3) Принятия муниципальных правовых актов, предусматривающих предоставление из местного бюджета межбюджетных трансфертов бюджету города Москвы.
3.6. Расходные обязательства, указанные в подпунктах первом, третьем пункта 3.5, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов местного бюджета, определяемых в соответствии с разделом 2 настоящего Положения, и источников финансирования дефицита местного бюджета.
3.7. Расходные обязательства, указанные в подпункте втором пункта 3.5, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами города Москвы, исполняются за счет и в пределах субсидий из бюджета города Москвы, предоставляемых местному бюджету.
3.8. Предоставление средств местного бюджета в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями осуществляется в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами города Москвы, принятыми в соответствии с ними правовыми актами города Москвы, муниципальными правовыми актами.
3.9. Для финансирования непредвиденных расходов в расходной части местного бюджета предусматривается резервный фонд администрации в размере, не превышающем 3 процентов общего объема расходов местного бюджета, утвержденного решением Совета депутатов внутригородского муниципального образования – муниципального округа Ломоносовский в городе Москве (далее – Совет депутатов) о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3.10. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации устанавливается администрацией.
3.11. Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации прилагается к годовому отчету об исполнении местного бюджета.
3.12. Муниципальный долг внутригородского муниципального образования – муниципального округа Ломоносовский в городе Москве (далее – муниципальный долг) – совокупность долговых обязательств муниципального округа.
3.13. Долговые обязательства муниципального округа могут существовать в формах, предусмотренных статьей 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.14. Управление муниципальным долгом осуществляется местной администрацией в соответствии с уставом муниципального образования.
3.15. Полномочия по управлению муниципальным долгом, осуществлению муниципальных внутренних заимствований, выдаче муниципальных гарантий осуществляются администрацией в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Раздел 4. Межбюджетные трансферты
4.1. В случаях, предусмотренных законом города Москвы, местному бюджету могут быть предоставлены межбюджетные трансферты из бюджета города Москвы на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования.
4.2. Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местному бюджету из бюджета города Москвы устанавливаются законами города Москвы. Межбюджетные трансферты местному бюджету из бюджета города Москвы предоставляются на основании соглашения.
Субсидии из местного бюджета бюджету города Москвы.
4.3. На основании решения Совета депутатов из местного бюджета могут предоставляться субсидии (иные межбюджетные трансферты) бюджету города Москвы. Указанное решение Совета депутатов должно содержать цели, сроки, условия предоставления субсидий и форма отчета об использовании, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления либо установления факта нецелевого использования субсидий.
4.4. Субсидии предоставляются на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидий, заключенного между главой внутригородского муниципального образования – муниципального округа Ломоносовский в городе Москве (далее – глава муниципального округа) и органом исполнительной власти города Москвы (получателем субсидии). Соглашение (договор) о предоставлении субсидий должно содержать цели, сроки, условия предоставления субсидий и форма отчета об использовании, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления либо установления факта нецелевого использования субсидий.
Раздел 5. Участники бюджетного процесса
5.1. Участниками бюджетного процесса являются:
1) глава муниципального округа;
2) Совет депутатов;
3) администрация;
4) Бюджетно-финансовая комиссия Совета депутатов (далее – Бюджетно-финансовая комиссия);
5) Территориальные органы Федерального казначейства;
6) Контрольно-счетная палата Москвы;
7) главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств; главный администратор (администратор) доходов местного бюджета;
8) получатели средств местного бюджета;
9) иные органы, на которые федеральным законодательством и законодательством города Москвы, а также правовыми актами органов местного самоуправления возложены бюджетные полномочия.
5.2. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса, указанных в подпунктах 1-4, 7-8 пункта 5.1 настоящего Положения, регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, настоящим Положением и муниципальными правовыми актами.
5.3. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 5.1 настоящего Положения определяются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
Раздел 6. Бюджетные полномочия главы муниципального округа
В области регулирования бюджетных правоотношений к компетенции главы муниципального округа относятся:
- Подписание и обнародование решений Совета депутатов о местном бюджете, решений о внесении изменений в местный бюджет, решений об исполнении местного бюджета, другие решения, регулирующие бюджетные правоотношения в муниципальном округе;
- Взаимодействие с Контрольно-счетной палатой Москвы в части осуществления бюджетных полномочий Совета депутатов;
- Иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, настоящим Положением.
Раздел 7. Бюджетные полномочия Совета депутатов
Совет депутатов как представительный орган местного самоуправления осуществляет следующие бюджетные полномочия:
7.1. Рассматривает и утверждает местный бюджет, годовой отчет о его исполнении;
7.2. Принимает решения, регулирующие бюджетные правоотношения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
7.3. Осуществляет контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на своих заседаниях, заседаниях постоянных комиссий, в ходе проводимых слушаний и в связи с депутатскими запросами;
7.4. Принимает планы и/или программы развития муниципального округа, утверждает отчеты об их исполнении;
7.5. Формирует Бюджетно-финансовую комиссию и определяет ее полномочия;
7.6. Осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, Уставом муниципального округа и настоящим Положением.
Раздел 8. Бюджетные полномочия администрации
Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и осуществляет следующие бюджетные полномочия:
8.1. Устанавливает порядок и сроки составления проекта местного бюджета с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Положения;
8.2. Определяет основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики муниципального округа;
8.3. Устанавливает порядок формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета;
8.4. Составляет проект местного бюджета муниципального округа на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), вносит его с документами и материалами, указанными в разделе 12, на рассмотрение Совета депутатов; представляет отчет о его исполнении на рассмотрение Совету депутатов;
8.5. Устанавливает порядок ежегодной разработки прогноза социально-экономического развития муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период; разрабатывает прогноз социально-экономического развития муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период;
8.6. Устанавливает порядок ежегодной разработки среднесрочного финансового плана муниципального округа, утверждает его проект в случае утверждения местного бюджета на очередной финансовый год;
8.7. Утверждает порядок ведения и ведет реестр расходных обязательств;
8.8. Ведет бюджетный учет в соответствии с методологией и стандартами, устанавливаемыми Министерством финансов Российской Федерации;
8.9. Осуществляет ведение реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета, главных администраторов и администраторов доходов местного бюджета;
8.10. Вносит в Совет депутатов проекты решений Совета депутатов о внесении изменений в решение Совета депутатов о местном бюджете;
8.11. Устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований, составляет их обоснование;
8.12. Устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации и принимает решение об их использовании;
8.13. Устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, обеспечивает его исполнение; составляет, утверждает и ведет сводную бюджетную роспись;
8.14. Осуществляет составление и ведение кассового плана;
8.15. Обеспечивает исполнение местного бюджета и составление бюджетной отчетности, представление годового отчета об исполнении местного бюджета на утверждение Совета депутатов;
8.16. Обеспечивает управление муниципальным долгом;
8.17. Обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования средств местного бюджета в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
8.18. Формирует перечень распорядителей (получателей) бюджетных средств, утверждает бюджетную роспись;
8.19. Определяет порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет получателей бюджетных средств;
8.20. Осуществляет планирование расходов местного бюджета;
8.21. Составляет и исполняет бюджетную смету администрации;
8.22. Осуществляет бюджетные полномочия финансового органа муниципального округа, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов местного бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита местного бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации;
8.23. Осуществляет иные бюджетные полномочия в области бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами города Москвы, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
8.24. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств обладает следующими полномочиями:
1) составляет и исполняет бюджетную смету в порядке, установленном администрацией;
2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
4) вносит администрации предложения по изменению бюджетной росписи;
5) ведет бюджетный учет;
6) формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств;
7) заключает от имени муниципального округа договоры (соглашения) по предметам и целям деятельности получателя бюджетных средств;
8) ведет реестр закупок, осуществляемых без заключения муниципальных контрактов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
9) исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами, регулирующим бюджетные правоотношения.
Раздел 9. Бюджетные полномочия Бюджетно-финансовой комиссии Совета депутатов
9.1. Бюджетно-финансовая комиссия обеспечивает исполнение функций Совета депутатов как участника бюджетного процесса, установленных настоящим Положением и Положением о Бюджетно-финансовой комиссии Совета депутатов внутригородского муниципального образования – муниципального округа Ломоносовский в городе Москве.
9.2. Администрация направляет в Бюджетно-финансовую комиссию для ознакомления ежеквартальные отчеты об исполнении местного бюджета, годовой отчет об исполнении местного бюджета перед его рассмотрением Советом депутатом; проекты решений Совета депутатов о бюджете муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в решение о бюджете Совета депутатов о бюджете муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период перед их рассмотрением Советом депутатов.
Раздел 10. Бюджетные полномочия
других участников бюджетного процесса
10.1. Бюджетные полномочия других участников бюджетного процесса определяются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы, Уставом муниципального округа, настоящим Положением, и принятыми в соответствии с ними иными муниципальными правовыми актами.
Раздел 11. Составление проекта местного бюджета
11.1. Проект местного бюджета составляется и утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.
11.2. Составление проекта местного бюджета осуществляется на основе:
– положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;
– основных направлениях бюджетной политики и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;
– муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ) (при их наличии);
– прогноза социально-экономического развития муниципального округа.
11.3. Составление проекта местного бюджета – исключительная прерогатива администрации. Непосредственное составление проекта местного бюджета осуществляется финансовым органом администрации.
11.4. Прогноз социально-экономического развития муниципального округа основывается на прогнозе социально-экономического развития города Москвы и основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период, одобренных Правительством Москвы.
11.5. Прогноз социально-экономического развития ежегодно разрабатывается администрацией в установленном ею порядке с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
11.6. Порядок и сроки организации работы по составлению проекта местного бюджета, а также перечень необходимых для этого документов и материалов, в том числе представляемых одновременно с проектом решения о местном бюджете, устанавливаются администрацией в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящим Положением.
11.7. Состав показателей и характеристик, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте решения о местном бюджете, определяется в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также решением Совета депутатов (за исключением решения о местном бюджете) в случае его принятия.
Раздел 12. Внесение проекта решения о местном бюджете на рассмотрение Совета депутатов
12.1. Администрация вносит проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее – проект решения о местном бюджете) на рассмотрение Совета депутатов не позднее 15 ноября года, предшествующего планируемому периоду.
12.2. Одновременно с проектом решения о местном бюджете представляются:
– основные направления бюджетной и налоговой политики;
– предварительные итоги социально-экономического развития муниципального округа за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за текущий финансовый год;
– прогноз социально-экономического развития муниципального округа;
– оценка ожидаемого исполнения местного бюджета на текущий финансовый год;
– утвержденный среднесрочный финансовый план муниципального округа (если составление и утверждение местного бюджета осуществляется сроком на один финансовый год без учета планового периода);
– верхний предел муниципального долга муниципального округа на 1 января года, следующего за каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;
– проект программы муниципальных внутренних заимствований на очередной финансовый год и плановый период;
– проект программы муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период;
– пояснительная записка к проекту местного бюджета;
– реестр источников доходов местного бюджета;
– методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
– иные документы и материалы.
12.3. В случае утверждения решением о местном бюджете распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам и(или) непрограммным направлениям деятельности к проекту решения о местном бюджете представляются паспорта муниципальных программ (проекты изменений в указанные паспорта).
12.4. В случае если проект решения Совета депутатов о местном бюджете не содержит приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов включается в состав приложений к пояснительной записке к проекту решения Совета депутатов о местном бюджете.
12.5. В случае, предусмотренном пунктом 14.6 раздела 14 настоящего Положения, нормы, установленные пунктом 12.2 настоящего раздела, применяются в отношении очередного финансового года.
Раздел 13. Рассмотрение местного бюджета и его утверждение
13.1. Рассмотрение проекта решения о местном бюджете и принятие решения о местном бюджете осуществляется в соответствии с Регламентом Совета депутатов с учетом особенностей, установленных настоящим Положением. Совет депутатов рассматривает проект решения о местном бюджете в двух чтениях.
13.2. Глава муниципального округа или иной депутат, уполномоченный решением Совета депутатов, не позднее чем через три дня со дня официального внесения администрацией проекта решения о местном бюджете направляет данный проект в Бюджетно-финансовую комиссию.
13.3. Бюджетно-финансовая комиссия готовит заключение на проект решения о местном бюджете, которое прилагается к данному проекту решения при его рассмотрении Советом депутатов.
13.4. В проекте решения Совета депутатов о местном бюджете должны содержаться основные характеристики местного бюджета, к которым относятся общий объем доходов местного бюджета, общий объем расходов местного бюджета, дефицит (профицит) местного бюджета, а также иные показатели, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
13.5. Первое чтение проекта решения о местном бюджете проводится не позднее 25 ноября года, предшествующего планируемому периоду. Предметом рассмотрения проекта решения о местном бюджете в первом чтении являются:
– основные характеристики местного бюджета на очередной год и плановый период: общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) местного бюджета;
– источники формирования доходов местного бюджета и распределение их по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
– объем межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы.
13.6. По результатам рассмотрения материалов и документов, показателей и характеристик, указанных в разделе 12 настоящего Положения, Совет депутатов принимает проект решения о местном бюджете за основу или отклоняет его.
13.7. Принятые Советом депутатов в первом чтении общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) не могут быть изменены во втором чтении, если на эти изменения отсутствует положительное заключение администрации.
13.8. Проект решения о местном бюджете, принятый в первом чтении, выносится на публичные слушания для его обсуждения с жителями муниципального округа в порядке, установленном решением Совета депутатов. Результаты публичных слушаний направляются в Бюджетно-финансовую комиссию для рассмотрения и доведения до депутатов Совета депутатов.
13.9. При рассмотрении проекта решения о местном бюджете на всех этапах Совет депутатов заслушивает информацию главы администрации или должностного лица, определенного главой администрации, содоклады председателя Бюджетно-финансовой комиссии.
13.10. Совет депутатов вправе принять решение о проведении экспертизы проекта решения о местном бюджете. Указанное решение, проект решения о местном бюджете с документами и материалами, представленными одновременно с этим проектом, направляется в Контрольно-счетную палату Москвы не позднее 1 декабря текущего финансового года.
13.11. В случае отклонения проекта решения о местном бюджете в первом чтении Совет депутатов вправе принять решение:
1) о передаче проекта решения в согласительную комиссию по рассмотрению проекта решения о местном бюджете (далее – согласительная комиссия), порядок формирования и организации, деятельности которой определен пунктами 13.12 – 13.14 настоящего Положения;
2) о направлении проекта решения в администрацию на доработку.
13.12. Согласительная комиссия формируется из равного числа представителей Совета депутатов и администрации. Согласительная комиссия рассматривает проект решения о местном бюджете в течение семи дней со дня поступления. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии, являющихся представителями Совета депутатов и администрации.
13.13. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали обе стороны. Позиции, по которым достигнуто согласованное решение, включаются в проект решения о местном бюджете. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, остаются в проекте решения о местном бюджете в первоначальной редакции.
13.14. Рассмотрение проекта решения о местном бюджете в первом чтении с учетом решения, принятого согласительной комиссией, осуществляется в первоочередном порядке.
13.15. Если Совет депутатов не принимает решения по итогам работы согласительной комиссии, проект решения о местном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении и направляется в администрацию на доработку.
13.16. Проект решения о местном бюджете, отклоненный в первом чтении, дорабатывается администрацией в течение семи дней со дня официального представления администрации соответствующего решения Совета депутатов, которое должно содержать конкретные замечания, предложения и рекомендации по доработке указанного проекта решения.
13.17. Доработанный и повторно внесенный проект решения о местном бюджете рассматривается Советом депутатов в первоочередном порядке.
13.18. Принятие поправок, относящихся к предмету второго чтения проекта решения о местном бюджете, осуществляется при условии обеспечения сбалансированности проекта местного бюджета.
13.19. Поправки к проекту решения о местном бюджете вносят депутаты Совета депутатов, глава муниципального округа, а также иные субъекты правотворческой инициативы в соответствии с Регламентом Совета депутатов внутригородского муниципального образования – муниципального округа Ломоносовский в городе Москве и иными нормативно-правовыми актами Совета депутатов. Данные поправки направляются на рассмотрение в Бюджетно-финансовую комиссию.
13.20. Бюджетно-финансовая комиссия формирует таблицу поправок, рекомендуемых Совету депутатов к принятию или отклонению. Поправки к проекту решения о местном бюджете и результаты их рассмотрения формируются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
13.21. Бюджетно-финансовая комиссия не позднее, чем за 7 дней до рассмотрения Советом депутатов проекта решения о местном бюджете во втором чтении, направляет таблицу поправок в администрацию для подготовки заключения администрации по предложенным поправкам.
13.22. Рекомендованные к принятию или отклонению поправки рассматриваются Советом депутатов и принимаются большинством голосов.
13.23. Проект решения о местном бюджете, принятый за основу, рассматривается Советом депутатов с учетом результатов его экспертизы Контрольно-счетной палаты и результатов публичных слушаний.
13.24. Рассмотрение проекта решения о местном бюджете, принятого за основу, с учетом принятых во втором чтении поправок, завершается голосованием об утверждении местного бюджета.
13.25. Рассмотрение проекта решения о местном бюджете во втором и окончательном чтении проводится не позднее 22 декабря текущего года.
13.26. Решением о местном бюджете утверждаются:
– основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета;
– распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
– ведомственная структура расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
– размер резервного фонда администрации на очередной финансовый год и плановый период;
– общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
– объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и /или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
– общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов на первый и второй годы планового периода;
– источники финансирования дефицита местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
– верхний предел муниципального внутреннего долга и /или верхний предел муниципального внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.
-иные показатели местного бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
13.27. Решение о местном бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) решением о местном бюджете.
13.28. Решение о местном бюджете подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт) не позднее десяти дней после его принятия.
13.29. Решение о местном бюджете подписывается главой муниципального округа и в течение 10 дней после его принятия направляется в Департамент финансов города Москвы.
13.30. В случае, предусмотренном пунктом 14.6. раздела 14 настоящего Положения, нормы, установленные настоящим разделом, применяются в отношении очередного финансового года.
13.31. Органы местного самоуправления принимают все необходимые меры в пределах их компетенции, по обеспечению рассмотрения, утверждения, подписания и опубликования (обнародования) решения Совета депутатов о местном бюджете в сроки, установленные настоящим Положением.
13.32. В случае, если решение о местном бюджете не вступило в силу с начала финансового года, в соответствии с требованиями статьи 190 Бюджетного кодекса Российской Федерации вводится режим временного управления бюджетом. В этом случае администрация вправе ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году.
13.33. Если решение о бюджете не вступило в силу через три месяца после начала финансового года, администрация организует исполнение бюджета при соблюдении ограничений, установленных пунктом 2 статьи 190 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Раздел 14. Внесение изменений в решение Совета депутатов о местном бюджете
14.1. Администрация вносит в Совет депутатов проект решения Совета депутатов о внесении изменений в решение о местном бюджете (далее – проект решения о внесении изменений) в случаях:
– необходимости использования остатка средств местного бюджета, образовавшегося на начало текущего финансового года;
– изменения показателей, явившихся основой утверждения местного бюджета текущего финансового года;
– возникновения других обстоятельств, требующих изменения утвержденных бюджетных показателей или иных статей (пунктов) решения о местном бюджете.
14.2. Одновременно с проектом решения о внесении изменений представляются:
1) сведения об исполнении местного бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;
2) оценка ожидаемого исполнения местного бюджета в текущем финансовом году;
3) пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в решение о местном бюджете.
14.3. Рассмотрение и утверждение проекта решения о внесении изменений осуществляется в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов внутригородского муниципального образования – муниципального округа Ломоносовский в городе Москве с учетом положений настоящего раздела.
14.4. Изменения, внесенные в местный бюджет на текущий финансовый год, учитываются при формировании проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
14.5. В случае, предусмотренном пунктом 14.6. настоящего раздела, нормы, установленные пунктом 14.4. настоящего раздела, применяются в отношении очередного финансового года.
14.6. Положения решения Совета депутатов о местном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, относящиеся к плановому периоду могут быть признаны утратившими силу и принято решение о составлении и утверждении местного бюджета на очередной финансовый год в случае:
– снижения в текущем финансовом году ожидаемого прогноза общего объема собственных доходов местного бюджета более чем на 15 процентов по сравнению с объемом доходов, утвержденных решением о местном бюджете;
– признания положений закона города Москвы о бюджете города Москвы, относящиеся к плановому периоду, утратившими силу.
14.7. Одновременно с проектом решения Совета депутатов о внесении изменений в решение о местном бюджете по основаниям, предусмотренным пунктом 14.6. настоящего раздела, должны быть внесены изменения в прогноз социально-экономического развития муниципального округа и среднесрочный финансовый план муниципального округа.
Раздел 15. Основы исполнения местного бюджета
15.1. Исполнение местного бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами города Москвы, муниципальными правовыми актами муниципального округа и настоящим Положением. Исполнение местного бюджета осуществляется администрацией.
15.2. Исполнение местного бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Местный бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
15.3. Кассовое обслуживание исполнения местного бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Кассовый план составляется и ведется в порядке, установленном администрацией, на основании показателей утвержденного местного бюджета.
15.4. Управление средствами местного бюджета осуществляется на едином счете местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, настоящим Положением, иными муниципальными правовыми актами.
15.5. Исполнение местного бюджета:
– по доходам осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
– по расходам осуществляется в порядке, установленном администрацией, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
15.6. Остаток средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определенном решением Совета депутатов, может направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
15.7. Получатели средств местного бюджета принимают бюджетные обязательства за счет средств местного бюджета путем заключения договоров (муниципальных контрактов) с поставщиками (исполнителями) товаров (работ, услуг) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим статьям бюджетной классификации.
Раздел 16. Сводная бюджетная роспись
16.1. Администрация определяет Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, внесение в неё изменений, в котором устанавливаются предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе дифференцированно по различным видам оснований в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
16.2. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется администрацией.
16.3. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о местном бюджете.
16.4. В ходе исполнения местного бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с постановлением администрации без внесения изменений в решение о местном бюджете в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением.
16.5. В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.
16.6. Утвержденная сводная бюджетная роспись представляется в согласованные сроки в территориальный орган Федерального казначейства, Департамент финансов города Москвы.
16.7. В случае принятия Советом депутатов решения о внесении изменений в решение о местном бюджете глава администрации утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Раздел 17. Бюджетная роспись
17.1. Бюджетная роспись главного распорядителя бюджетных средств составляется в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными лимитами бюджетных обязательств, в том числе по подведомственным получателям бюджетных средств.
17.2. Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются администрацией (главным распорядителем бюджетных средств) в установленном ею порядке.
17.3. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Раздел 18. Бюджетная смета
18.1. Бюджетная смета получателя бюджетных средств составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном администрацией, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная смета органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается администрацией.
18.2. Утвержденные показатели бюджетной сметы получателя бюджетных средств должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств.
18.3. В бюджетной смете получателя бюджетных средств дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы.
Раздел 19. Завершение исполнения местного бюджета
19.1. Операции по исполнению местного бюджета завершаются 31 декабря, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
19.2. Завершение операций по исполнению местного бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном администрацией, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
19.3. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Раздел 20. Формирование отчетности об исполнении местного бюджета
20.1. Бюджетная отчетность об исполнении местного бюджета муниципального округа (далее – бюджетная отчетность) является годовой. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
20.2. Бюджетная отчетность предоставляется администрацией в Департамент финансов города Москвы, в соответствии с установленными им порядком и сроками.
20.3. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается администрацией и направляется для сведения в Бюджетно-финансовую комиссию.
20.4. Ежеквартальные отчеты об исполнении местного бюджета, сведения о численности муниципальных служащих администрации, фактических расходов на оплату труда, подлежат опубликованию на официальном сайте муниципального округа.
20.5. Годовой отчет об исполнении местного бюджета утверждается решением Совета депутатов.
Раздел 21. Составление и представление проекта решения Совета депутатов об исполнении местного бюджета
21.1. Годовой отчет об исполнении местного бюджета составляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, утвержденными решением Совета депутатов о местном бюджете.
21.2. Одновременно с годовым отчетом об исполнении местного бюджета представляются: проект решения Совета депутатов об исполнении местного бюджета; отчет о ходе выполнения муниципальных программ, в случае их принятия Советом депутатов; отчет о расходовании средств резервного фонда администрации; пояснительная записка к годовому отчету об исполнении местного бюджета; иная бюджетная отчетность в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
21.3. Администрация представляет в Совет депутатов годовой отчет об исполнении местного бюджета не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом.
21.4. Годовой отчет об исполнении местного бюджета выносится на публичные слушания для его обсуждения с жителями муниципального округа в порядке, установленном решением Совета депутатов.
Раздел 22. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета
22.1. Годовой отчет об исполнении местного бюджета до рассмотрения Советом депутатов проекта решения Совета депутатов об исполнении местного бюджета подлежит внешней проверке. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется Контрольно-счетной палатой Москвы на основании заключенного соглашения о передаче Контрольно-счетной палате Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
22.2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется на основании решения Совета депутатов и соответствующего обращения в Контрольно-счетную палату Москвы главы муниципального округа.
22.3. Администрация годовой отчет об исполнении местного бюджета в Контрольно-счетную палату Москвы для проведения внешней проверки и получения заключения по результатам такой проверки в составе и сроки, установленные соглашением с Контрольно-счетной палатой Москвы.
Раздел 23. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении местного бюджета
23.1. Рассмотрение годового отчета проводится Советом депутатов при наличии заключения о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета и результатов публичных слушаний. Рассмотрение годового отчета об исполнении местного бюджета проводится Советом депутатов в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчетным периодом.
23.2. При рассмотрении годового отчета об исполнении местного бюджета Совет депутатов заслушивает доклад главы администрации, включая информацию о результатах проведенной внешней проверки годового отчета.
23.3. По итогам рассмотрения годового отчета об исполнении местного бюджета Совет депутатов принимает решение об исполнении местного бюджета или отклоняет такое решение.
23.4. В случае отклонения Советом депутатов решения об исполнении местного бюджета, оно возвращается в администрацию для устранения фактов неполного и /или недостоверного отражения данных годовой бюджетной отчетности.
23.5. Администрация проводит работу по устранению выявленных внешней проверкой фактов, послуживших основанием для отклонения решения об исполнении местного бюджета, и повторно представляет проект решения об исполнении местного бюджета в Совет депутатов в срок не превышающий 1 месяц со дня рассмотрения годового отчета об исполнении местного бюджета.
Раздел 24. Решение об исполнении местного бюджета
24.1. Решением об исполнении местного бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.
24.2. Отдельными приложениями к решению об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели: доходов местного бюджета по кодам классификации доходов бюджета; расходов местного бюджета по ведомственной структуре расходов бюджета; расходов местного бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджета; источников финансирования дефицита местного бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицита бюджета.
24.3. Решение об исполнении местного бюджета подлежит опубликованию и размещению на официальном сайте муниципального округа не позднее десяти дней со дня его принятия.
Раздел 25. Муниципальный финансовый контроль
25.1. Муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий муниципальных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
25.2. Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
– внешний муниципальный финансовый контроль осуществляет Контрольно-счетная палата Москвы в соответствии с заключенным Соглашением о передаче Контрольно-счетной палате Москвы полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном округе;
– внутренний муниципальный финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов муниципального финансового контроля, иных лиц, на которые возложено исполнение действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового контроля;
– предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о местном бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
– последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности, в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета.
25.3. Формы и порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля администрацией и его должностными лицами устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, администрацией.